Недавно профильное федеральное министерство утвердило схему и программу развития единой энергосистемы страны на 2013-2019 годы. Разработчики документа опирались на прогноз социально-экономического развития от Минэкономразвития. Согласно документу, в Уральском округе спрос на электроэнергию останется почти неизменным, в первую очередь из-за низкого ожидаемого среднегодового прироста нагрузки в тюменской энергосистеме. Вот и выходит: делать глобальные капиталовложения в генерацию Западной Сибири нет резона.
Ушли от золотой середины
Один из главных аргументов в споре о генерации - стоимость киловатт-часа. Последовательное ее повышение для промышленных потребителей и населения давно никого не удивляет. В тарифе учитываются инфляция, инвестиционная составляющая - "взносы" на модернизацию электростанций, сетевого хозяйства, затраты на строительство новых объектов, а также стоимость газа. Бытовым потребителям электричество пока обходится несравнимо дешевле, чем бизнесу, но сохранившийся со времен СССР механизм перекрестного субсидирования постепенно ликвидируют. Уже в ближайшей перспективе жителей обяжут рассчитываться за каждый использованный сверх лимита киловатт-час по рыночным ставкам.
Не исключено, что промышленникам, в том числе производителям энергии, дадут послабления по газу. Сейчас он ежегодно дорожает на 15 процентов. Его стоимость на внутреннем и внешнем рынках, согласно принятой в прошлом десятилетии госконцепции, в перспективе должна сравняться. И тогда оптовая цена электроэнергии (с учетом того, что на долю топлива приходится до 60-70 процентов затрат на ее выработку) может подняться в несколько раз. Минэкономразвития предложило с будущего года резко (втрое) снизить темпы индексации тарифов для генерирующих компаний - до 5 процентов, а для сетевых - с 10 до 6. Ведь передача электроэнергии оказывается дороже ее производства - то есть большая часть трат конечного потребителя приходится на услуги сетевых компаний.
- Дешевый киловатт-час не стимулирует энергосбережение, непомерно дорогой - угнетает производство. Нужна золотая середина, - говорит эксперт энергосервисной фирмы, кандидат наук Игорь Пеший.
Свой газ карман не тянет
Рыночное предприятие, сталкиваясь с фактором обременительно высоких расходов на энергию, стремится их сократить - не только внедряя современные технологии или монтируя экономичное оборудование. Бизнес все чаще присматривается к автономным источникам. Так, одна из западносибирских нефтяных компаний запустила семь собственных газотурбинных станций. Они закрывают уже свыше 13 процентов потребности промысловиков в электроэнергии. Те утверждают: корпоративный киловатт-час на 20 процентов дешевле закупаемого в централизованной энергосистеме.
Кстати, в Югре, по данным окружного департамента социально-экономического развития, в текущем году нефтегазовый сектор потребил почти 87 процентов произведенной в регионе энергии. Из нее свыше десятой части выработали ведомственные станции, что по объему сопоставимо с генерацией некоторых субъектов РФ.
Еще один яркий пример. Другая крупная вертикально-интегрированная компания, готовясь "распечатать" нефтяные залежи Ямала, решила построить там три локальных станции совокупной мощностью 250 мегаватт и порывается, условно говоря, разорвать отношения с большой энергетикой - продать блокирующий пакет акций Нижневартовской ГРЭС. Он был приобретен за 230 миллионов евро в период, как выразился топ-менеджер компании, общеэнергетической эйфории. Отдача не устраивает нефтяников. Они дали понять: если тарифы продолжат кусаться, мощности независимой генерации будут доведены до одного гигаватта.
Всего же на севере и юге Тюменской области к 2014-2015 годам, согласно прогнозам НП "Сообщество потребителей энергии", будет введено в эксплуатацию 2 гигаватта локальной генерации. Для сравнения: в 2012 году все электростанции ТЭС, включая ведомственные, обладая максимальной суммарной мощностью в 14,7 ГВт, выдали 9,65 ГВт. Из них на нужды самой Тюменской области ушло 8,7 ГВт. За год потребление электроэнергии в крае выросло на один процент. Такова статистика регионального диспетчерского управления энергосистемы.
Просчет оплатит потребитель
- Нехватка генерирующих мощностей стопорит развитие промышленности, инфраструктуры. Достаточный их запас - непременное условие создания благоприятного инвестклимата, "прививка" против вздутия цен на оптовом рынке. Однако переизбыток ведет уже к искусственному удорожанию электроэнергии, ударяет по карману предпринимателя, - резюмирует Игорь Пеший.
Ввод до поры до времени ненужного энергоблока не равнозначен появлению какой-нибудь новой швейной фабрики, чьи изделия оказались невостребованными. Разорилась фабричка - за убытки отвечает бизнесмен, а не покупатель. В большой энергетике капиталовложения измеряются в сотнях миллиардов, а то и в триллионах рублей. Инвестор идет на огромные траты, доверяясь вроде бы тщательно выверенным коммерческим расчетам, территориальным стратегиям, утвержденными органами госуправления. Но вот проект реализован, однако спрос недостаточный, мощности задействованы на треть, а значит, окупаемость под вопросом. Виноват ли инвестор? Во всяком случае, его стараются не обижать - стоимость "замороженных" мощностей закладывают в цену киловатт-часа.
В прошлом десятилетии на волне роста добычи углеводородов и индустриального производства тюменская энергосистема подошла к критическому порогу: при пиковой нагрузке она едва обеспечивала нужды промышленности, обветшавшие сети выходили из строя. Тогда-то и родились программы модернизации отрасли. Верстали их в том числе и с оглядкой на поспешно и экономически небрежно обоснованный проект "Урал промышленный - Урал Полярный". Тогда разработчики также не приняли во внимание "отдельные, неоправданно пессимистические прогнозы" по темпам падения добычи нефти в ХМАО. А они, увы, сбылись. В тот же период Тюмень вознамерилась стать миллионником и готовилась к закладке третьей ТЭЦ. Но, как оказалось, 650-тысячный город прекрасно способен обходиться без нее.
Север с избытком
Тогда о перекачке солидных объемов электроэнергии из Западной Сибири на Урал говорилось как о чем-то непреложном и вечном. Сегодня Федеральная сетевая компания призывает умерить "нездоровые аппетиты" генерирующих предприятий Свердловской области, вознамерившихся до конца десятилетия нарастить мощности с нынешних 9,6 ГВт до 13,4. А ведь электрическая нагрузка к 2020 году вырастет в регионе, по оценкам сетевиков, лишь до 8,3 гигаватта. И это без учета очередного падения мирового спроса на продукцию металлургии - главного потребителя электроэнергии.
Каков ныне ресурс тюменской энергосистемы? С 2010 года по лето текущего в Сургуте, Новом Уренгое, Ноябрьске, Нягани, Тюмени, Тобольске введены в эксплуатацию энергоблоки с высоким КПД совокупной мощностью 2,37 ГВт. Спрос тоже вырос: в текущем году промышленность юга области пополнили два самых энергоемких (для постсоветской эпохи) завода - по выпуску полипропилена и сортового металлопроката. Энергетики несказанно рады.
Что в перспективе? В Нягани, где возведена с нуля мощная ГРЭС, вслед за первым блоком запустят еще два по 418 мегаватт каждый. В августе на Нижневартовской ГРЭС монтажники приступили к пусконаладочным работам на третьем энергоблоке мощностью 410 МВт. В обязательной для реализации инвестиционной программе значится строительство еще одного такого же блока. Однако владельцы станции, ссылаясь на профицит электроэнергии в регионе, пытаются доказать целесообразность "переноса" объекта в Пермь. В то же время в соседнем Сургуте компания-владелец одной из здешних ГРЭС, оборудование которой эксплуатируется свыше 40 лет, мечтает о капитальной реконструкции и видит государство в качестве финансового партнера.
Разительно меняется ситуация и на Ямале, всегда испытывавшем энергодефицит. Резко увеличен объем генерации на востоке округа. Этой зимой в Салехарде запустят первую очередь ТЭС "Полярная". Ее проектная мощность - 268 мегаватт - минимум в 2,5 раза превышает потребности окружного центра. Проект стоимостью около 17 миллиардов рублей в значительной степени осуществлен на кредит европейского банка. Ожидается, что инвестиции окупятся за 9-10 лет при условии успешной реализации излишков мощности в других районах автономии. Для этого ЛЭП соединит Салехард с предгорными поселениями на левобережье Оби, а также с Надымом.
В Тарко-Сале правительство региона планировало через пару лет построить электростанцию на 660 мегаватт, почти вдвое нарастить мощность Ноябрьской парогазовой станции. Если заминок с большой генерацией не будет, а малой, в свою очередь, займутся хотя бы отдельные предприятия ТЭКа, Ямал, утверждают эксперты, тоже столкнется с избытком электроэнергии.
Блок переехал
Именно перенасыщенностью генерации в тюменской энергосистеме мотивировал перенос строительства двух энергоблоков из Тюмени в Челябинск известный финский концерн. Сергей Чижов, один из его топ-менеджеров, убеждает, что сибиряки от перемены мест слагаемых на территории УрФО выиграли:
- Потребители в рамках заключенных договоров были бы вынуждены оплачивать мощность простаивающих в резерве блоков. За счет переноса площадки экономия для конечных потребителей Тюменской области к 2023 году составит порядка 7,8 миллиарда рублей.
Оптимизм Чижова разделяют в НП "Совет производителей энергии", приводя такие цифры: при размещении двух блоков на Южном Урале запас мощности ТЭС к 2015 году составит 23 процента при нормативе 18,5. Если бы их возвели в Тюмени, был бы явный перебор- 35 процентов.
Правда, есть один нюанс, связанный с вероятным переформатированием единой тюменской энергосистемы. Ее сетевой, мозговой центр, откуда специалисты в режиме онлайн контролируют "перемещение" киловатт-часов от Карского моря до границ Казахстана, находится в Сургуте - "сердце западносибирской энергетики". Югра производит и львиную долю электроэнергии в ТЭС, причем самую дешевую в УрФО. Правительство автономии настаивает на административно-территориальном разделении Региональной энергетической комиссии - сегодня единственной в России, утверждающей средневзвешенный размер тарифа сразу для трех субъектов Федерации. Основная выгода такого "развода" - в снижении стоимости киловатт-часа для потребителей ХМАО. При сохранении общей сетевой структуры производить обособленные расчеты крайне сложно. Но с разделением сетей вновь может встать вопрос о достаточности генерации на юге области.