Скажем, размещают муниципальные власти большой заказ закупки ручек - будьте добры, проинформируйте, кто будет конечным получателем. Постановление правительства, где будет указана цена контракта, при достижении которой возникает необходимость информировать о выгодоприобретателях, будет подписано в ближайшее время, рассказал журналистам заместитель главы минэкономразвития Евгений Елин. Предполагается, что по закупкам для субфедеральных и муниципальных нужд этот потолок составит 100 миллионов рублей, для федеральных нужд - миллиард рублей.
Таким образом власти "донастраивают" Федеральную контрактную систему (ФКС). Она будет запущена с января следующего года, закон о ней заменит нынешний 94 ФЗ о госзакупках.
Так, в планах министерства по подготовке к внедрению ФКС на сентябрь-октябрь - выпуск требований к планам-графикам закупок. "Мы предлагаем информацию о том, что и для чего планируется закупать, подавать до того, как сверстан бюджет",- конкретизировал Евгений Елин.
Он подчеркнул, что важно создать условия, при которых подряды по госзакупкам будут доставаться предпринимателям. "Конечно, большие корпорации в силу своих особенностей могут и лучшие цены предложить, - признал Елин. - Однако есть государственные задачи, связанные с обеспечением занятости, роста экономики, создания конкурентной среды, и поэтому участие предпринимателей в госзакупках - наша задача".
Но прежде всего им нужно дать рынок, считает Елин. И здесь есть определенная проблема. "Чтобы предприниматели могли на него зайти, кто-то должен с него уйти или потесниться. Наиболее адекватное решение в том, что потесниться должно государство и компании с госучастием. И это правильно", - заметил чиновник.
Объем рынка госзакупок действительно велик. В 2012 году все закупки составили почти 24,5 процента от ВВП, а общий объем контрактов за год для госнужд потянул на 8,3 триллиона рублей. Почти столько же - еще 7 триллионов - дает госсектор экономики (госкорпорации и другие хозяйствующие субъекты).
Но распространение принципов ФКС на естественные монополии и компании с госучастием - пока под большим сомнением, признал Елин. "Госкорпорации говорят, что мы их поставим в заведомо невыгодную ситуацию, так как есть понятие коммерческой тайны, а необходимость "обнажаться" при работе с конкурсами и тендерами может ухудшить конкурентную позицию", - разъяснил он. Окончательного решения пока не принято.
Тем временем
Отмена авансирования госзакупок, которую предлагает минфин, поставит крест на вхождении малого бизнеса в эту сферу, сказал Евгений Елин. Отказ от аванса может привести к физическому неисполнению контрактов. Поставщик вынужден будет кредитоваться, и это увеличит себестоимость.