- В настоящее время ВЕМЦ уже приступил к оказанию услуг, - сообщил "РГ" управляющий вице-президент ОАО "Международный аэропорт "Манас" Нурлан Мамыров. - Пока центр выполняет лишь одну функцию - проверяет заявителей на нежелательность въезда в Россию. Однако вскоре спектр предлагаемых услуг будет существенно расширен.
По словам Мамырова, многие выезжающие в РФ киргизстанцы даже не подозревают, что в пункте назначения они могут оказаться нежеланными гостями. По статистике, ежегодно пять - семь процентов трудовых мигрантов из КР при въезде в Россию узнают, что им отказано во въезде в страну. При этом многие из них попадают в трудное положение - у одних нет денег на обратную дорогу, другие становятся жертвами бюрократов или мошенников.
Этих проблем, как утверждает Мамыров, можно избежать, если перед вылетом обратиться в ВЕМЦ. Специалисты центра вышлют запрос на требуемого заявителя российским коллегам. Те оперативно "пробивают" по базам данных, не преступал ли этот человек законов РФ. В итоговом ответе отмечаются даже такие конфликты с правовыми нормами, как штраф за неправильную парковку или переход улицы в неположенном месте. На основании этих данных можно заключить, хотят ли миграционные службы видеть киргизстанца на территории России или въезд туда ему заказан. Весь процесс занимает около 10 минут, услуга сегодня абсолютно бесплатна и доступна любому гражданину КР.
- Обращение в центр существенно снижает риск оказаться в сложной ситуации, - говорит Мамыров. - Соответственно, облегчится работа и миграционных служб РФ. Полагаю, в выигрыше от данной инициативы окажутся все, но в первую очередь - наши сограждане.
В перспективе ВЕМЦ будет ставить потенциальных мигрантов на учет в России и оформ-лять патент на осуществление трудовой деятельности, то есть необходимые уезжающему на работу в РФ гражданину документы. Также в планах руководства аэропорта проводить в центре тестирование на знание русского языка и медосмотр. Сегодня с Федеральной миграционной службой РФ также прорабатывается вопрос о дактилоскопии, проведения которой требует российское законодательство, чтобы еще в аэропорту брать у выезжающих на работу отпечатки пальцев.
- Все это процедуры легализации, необходимые для законного пребывания и трудо-устройства в России, - подчеркивает Мамыров. - Граждане КР, как мы теперь надеемся, перестанут покупать на Казанском вокзале фальшивые документы о постановке на миграционный учет. Им не придется выкладывать 30 тысяч рублей за липовое разрешение на работу. Значит, не будет и проблем с правоохранительными и миграционными службами России. Если же некоторые услуги ВЕМЦ и станут платными, то их расценки окажутся несопоставимо меньше, чем запрашивают за поддельные справки в РФ мошенники.
Руководство аэропорта отмечает: открыть подобный центр было бы невозможно без под-держки российских партнеров. В РФ охотно идут навстречу подобным инициативам, оказывая любую необходимую помощь, ведь бороться с нелегальной миграцией внутри своей страны неизмеримо сложнее, нежели заниматься легализацией иностранных рабочих у них на родине.
- То, что открытие ВЕМЦ потребовало от нашего предприятия вложения средств, мы в расчет не принимали, - рассказал вице-президент аэропорта "Манас". - Во главе угла стоят интересы наших граждан, выезжающих в РФ. В ближайшем будущем аналогичный центр заработает в аэропорту города Ош. В планах открыть ВЕМЦ и в Баткене. Но это случится только после того, как мы получим для аэропорта этого города статус международного. Полагаю, миграционный центр появится в Баткене в следующем году.