- Только объясните, пожалуйста, вашим читателям, что куча мусора слева - это инсталляция, - смеется завотделом "Главный штаб" Александр Дыдыкин, пока мы щелкаем затворами фотоаппаратов. - У нас уборщица, прибираясь, случайно доску какую-то выбросила, так такой скандал был!
В отреставрированном крыле Главного штаба размещаются и продолжат размещаться в том числе и выставки современного искусства, поэтому инсталляция здесь - привычная тема.
Александр Дыдыкин уточняет, что еще соберется в Восточном крыле Главного штаба - и искусство 19 и 20 веков, и импрессионисты, и музей наград, и Фаберже, и весь эрмитажный лекторий. Эрмитаж получает роскошный прирост музейных площадей - около 46 тысяч квадратных метров, и образец абсолютно современного музея - инновационной инженерии, с электронными мониторингами, возможностями в разных залах поддерживать разную температуру и т.п.
- Я вообще-то был назначен Пиотровским "адвокатом дьявола", - рассказывает Александр Дыдыкин. - Это специальная роль: на каждом шагу говорить "Нет, вы знаете, здесь мы рассмотрим другой вариант".
У Эрмитажа было право останавливать работы до принятия окончательных решений. И "адвокатская" позиция дала свои результаты. Реставрация, предварявшаяся кропотливыми изыскательскими работами и укреплением фундамента, прошла, по мнению специалистов, быстро (46 тыс. кв. метров за 6 лет - хорошая скорость), с вниманием к истории и культуре восстанавливаемого памятника и максимальным предохранением от стратегии "тяп-ляп".
Секреты восстановления здания Главного штаба просятся в научно-популярный альбом. Не всякий же знает, что современный Главный штаб пересажен на новый фундамент, стоящий на перекрестных титановых сваях, что в "пятом дворе" скорее всего был когда-то расстрельный двор и найденные в его стенах пули - возможное свидетельство гибели здесь первых 300 жертв "красного террора", что из квартиры царского министра финансов в его же кухню вела винтовая лестница, а в домовой церкви сохранился замечательный складной иконостас, видевший венчание Александра II княжной Долгоруковой.
Тонкая, научная реставрация была при этом реставрацией и глубокой. Восточное крыло Главного штаба переданное Эрмитажу еще в 1988 году, было "непростым наследством" - текущая крыша, проваленные перекрытия, многочисленные арендаторы, отвечающие за свой "лоскуток" здания. Кажется, чудом, что при этом в здании сохранилась роспись братьев Скотти. В 1999 году выпроводили из штаба последних арендаторов и сделали первую выставку живописи Боннара. И так потом по шагу, ремонтируя помещения, открывали новые экспозиции.
- На вторую выставку деньги дал Владимир Потанин, тогда возглавлявший Попечительный совет, - вспоминает Александр Дыдыкин. - Он недавно, кстати, приезжал посмотреть на "Черный квадрат", который нам подарил. Но такое пошаговое, часто просто подлатывающее "дыры" восстановление в 2007 году сменилось серьезной реставрацией. Деньги на ее осуществление дали Федеральное правительство и Всемирный банк - почти напополам, доли финансирования чуть менялись, и, в конце концов, правительственная доля превысила международную.
Заказчиком работ выступило Министерство культуры, поручившее организацию заказа Фонду инвестиционных проектов Санкт-Петербурга. Генподрядчиком стала известная фирма "Интарсия" выполнявшая в Санкт-Петербурге немало известных восстановительных работ. Эрмитаж же следил за каждым поворотом событий в реставрационном сюжете.
Но сегодня Александру Дыдыкину хочется выступить в роли "адвоката ангела". Дело в том, что журналисты вдруг решили, что проверка Счетной палаты выявила наличие коррупционной составляющей - вторую очередь реставрации начали без тендера.
Никакой второй очереди на самом деле не было, - объясняет Дыдыкин. - Поскольку деньги давали по частям, по частям их и осваивали. И когда пришла вторая половина транша, приглашение нового генподрядчика было не целесообразным, поскольку могло кончиться тем, что мы не состыкуем восстановительные работы разных исполнителей. Мы обратились во Всемирный банк, и он пролонгировал договор с "Интарсией".
Роль Эрмитажа, упорствующего в выборе тех или иных проектных решений, особенно выходила на первый план, когда речь шла об экспозиционных залах и музейных дворах. Атриумы Главного штаба - крытые стеклом дворы, роднящие его с лучшими модернизированными музеями мира, например с Рейксмузеем в Амстердаме, сегодня соединяют музей с городом, а также трансформируются в залы и дают возможность проводить здесь ежегодные музыкальные фестивали.
- Обратите внимание на цвет стен со стороны "пятого двора", - подчеркивает Александр Дыдыкин, - Он жемчужно-серый. Именно этот цвет выбрал для Главного штаба Росси. Мы помаленьку будем приучать петербуржцев к нему, и, кто знает, может быть, вернем изначальный цвет всему зданию. А может быть даже и Зимнему дворцу - он был желтым с белыми деталями. В Главном штабе зрителей ждут удивительные залы где кованные "тяги" времен Сергея Витте соседствуют с мультимедийным оформлением, а Дмитрий Пригов с бронзовым веком.
Михаил Пиотровский, директор Эрмитажа:
- Завершение реставрации Восточного крыла Главного штаба - это музейное событие мирового уровня. В новом крыле Эрмитажа у нас будет размещаться искусство ХIХ и ХХ века и много других интересных экспозиций. Мы невероятно расширяемся. Кроме новых галерей в Главном штабе, открываем шесть этажей фондохранилища в Старой деревне, продолжая тем самым программу "Большой Эрмитаж", которая является, на наш взгляд, инновационной музейной программой, позволяющей соединять и доступность, и безопасность, и открытость.
Начиная этот проект, многие решения мы обсуждали на международном Консультативном совете Эрмитажа, споря, например, о том, переносить ли в новые залы импрессионистов и постимпрессионистов. С одной стороны, они обретут в них новый свет, а с другой, потеряют обаяние малых залов третьего этажа Эрмитажа. В Петербурге это целое явление - сходить в залы третьего этажа Эрмитажа.
Сегодня мы даем пример музеологического памятника. Это только сказать легко "давайте все менять и строить" или "давайте ничего не трогать". Принимать решение трудно. Архитектурные памятники во всем мире легко приспосабливают под рестораны и гостиницы. А вот как сделать музей? Мы долго обсуждали это, рассматривали концепции известного голландского архитектора Рэма Колхаса, "Студии 44".И мы нашли такую формулу решения, которая позволяет вписать в историческое здание элементы большого музея, не нарушает красоты здания Росси, и вместе с тем создает помещение, пригодное для большой музейной жизни.
Эрмитаж вместе с Восточным крылом и аркой Генерального штаба меняет свое значение для города - он теперь не только линия, вытянутая вдоль набережной, он обнимает Дворцовую площадь, и она также становится частью Эрмитажа. Это здание ждет большое культурное будущее - выставки, концерты, конгрессы, фестивали.