70 процентов брака
Недавно воронежские общественники осмотрели точки реализации мебели глазами "образцовых покупателей" и обнаружили, что до 70 процентов выставленного там товара имеет признаки брака.
- Мы не ожидали, что столько нарушений будет в Воронеже. Что тогда говорить о сельской местности, где производством мебели зачастую занимаются кустари, у которых просто нет возможности соблюсти все стандарты, - отметила председатель региональной общественной организации "Центр защиты прав потребителей" Светлана Андреева. - Многие вопросы связаны с организацией торговли: нет конкретных сведений о фирме-изготовителе (и это на дорогущих столах или диванах, по 100-200 тысяч рублей!), цены указаны непонятно в какой валюте, скидка никак не объясняется. Продавец должен четко объяснить, почему он уменьшает стоимость. Потому что на товар со скидкой не распространяются обычные правила возврата. И вы, поверив, что это "просто рекламный ход", приобретаете устаревшую модель кухни или шкаф с треснувшей лепниной на фасаде, а потом тщетно пытаетесь сдать ее обратно.
К слову, мебель надлежащего качества обменять по закону тоже нельзя - если вы уже в квартире рассмотрели неподходящий цвет, габариты или конфигурацию предметов. Даже когда кровать не протиснулась в дверной проем, уповать можно только на человечность бизнесменов. А вот если товар не был уценен и оказался некачественным - продавец должен забрать его своими силами - хоть из дальнего райцентра (исключение составляют изделия весом менее пяти килограммов).
Смотрим в оба
- Наиболее часто - почти при каждой проверке выставочных образцов мебели - встречаются дефекты облицовки (например, сколы по срезу, говорящие о плохом режущем инструменте), отсутствие защитного покрытия ДСП, зазоры в соединении элементов. Технические отверстия нередко не закрыты заглушками, не заделаны крепежи, - рассказала эксперт по промтоварам Воронежского регионального центра судебных экспертиз Минюста РФ Ирина Королева. - Производители мягкой мебели экономят на наполнителях (холлофайбере или искусственном пухе), плохо натягивают обивочный материал, оставляют широкие щели между сиденьем и подлокотником. Готовое изделие должно соответствовать всем спецификациям, указанным в договоре купли-продажи и дизайн-проекте. На деле иногда даже размеры в документах не фиксируются! Если вы просите сделать какой-то элемент гарнитура побольше или поменьше, перенести полочку или убрать секцию - следите, чтобы это было записано в договор.
К мебели, особенно сложной, сделанной с использованием специфических материалов или механизмов, должна прилагаться письменная инструкция по применению. Иначе немудрено что-нибудь по незнанию повредить или сломать.
Кто сидел на моем стуле?
Тем не менее в большинстве случаев ошибку можно исправить, вернув мебель в магазин. Назначаемые при этом экспертизы обычно устанавливают, что виноват изготовитель или продавец. Надо лишь запастить терпением.
По закону порядок таков: в случае жалобы на качество товара причину брака сначала ищет продавец. Ему дано 20 дней на то, чтобы разобраться своими силами, а затем, в случае разногласий с потребителем, предлагается в гарантийный срок заказать стороннюю экспертизу (при которой покупатель присутствует обязательно, если хочет - с адвокатом). В зависимости от вердикта магазин либо возвращает деньги человеку за плохой товар, либо взыскивает с него расходы на привлечение специалиста и только потом отдает исследованную мебель. Ну, а если покупателя не устраивает результат этой экспертизы, он вправе обратиться в суд.
Один из клиентов воронежского "Центра защиты прав потребителей", чья тяжба с салоном завершилась этим летом, купил диван и два кресла-кровати за 76 тысяч рублей больше года назад. Качество товара оставляло желать лучшего, и продавец согласился его заменить. Однако предложенный им диван оказался хуже прежнего - в складках, на кривых ножках и с проседающим дном. Вновь забрать товар продавец не согласился, не стал и проводить экспертизу - даже "на глаз". Тогда покупатель выложил 10 тысяч рублей и получил заключение о том, что брак был допущен при производстве. Стало быть, верните деньги (в том числе затраченные на экспертизу и транспортировку) или обменяйте диван! Не тут-то было.
В магазине предпочли заменить... образец дивана. Мол, вы же видели, что заказываете "некондицию". Затем бизнесмен заручился в местной ТПП поддержкой другого эксперта: товар соответствует образцу и пригоден для эксплуатации. К счастью, неудачливый клиент догадался заранее сфотографировать торговый зал с той моделью дивана, которую заказывал. С помощью общественников ему удалось доказать свою правоту в суде.
Если вы купили некачественную мебель по образцу и продавец не удовлетворил ваши требования в срок, за это можно взыскать неустойку из расчета полпроцента от стоимости изделия в день. При розничной продаже ставка - один процент, при изготовлении мебели на заказ - три процента от стоимости работы, если в договоре не оговорено иное. На гарантийный ремонт мебели дается 45 суток, однако многие (особенно иностранные) производители физически не могут уложиться в этот срок. Пока суд да дело, сумма неустойки может превысить продажную цену вдвое. Тем, кто решается заказать экспертизу самостоятельно, правозащитники советуют обращаться к сертифицированным экспертам в госучреждениях.
Что нужно знать покупателю
Собираясь купить мебель, проверьте, есть ли у продавца сертификат ее соответствия ГОСТу. Вы вправе получить полную информацию как об изготовителе, так и о товаре. Если после покупки окажется, что вам сообщили неверное название фабрики или ввели в заблуждение относительно качества мебели, вы имеете право на обмен или на возврат денег.
При покупке готовой мебели вам обязательно должны передать кассовый чек, на рынке - товарный. В первом желательно проверить цену, во втором - наименование изделия, дату продажи, штамп изготовителя. Если вы приобретаете мебель на заказ, с вами должны заключить договор с указанием спецификации, количества предметов, сроков выполнения работ, стоимости и порядка расчетов, ответственности сторон, гарантийных обязательств. Оригинал желательно хранить как минимум до истечения срока гарантии и при необходимости предоставлять копию. Заключать договор лучше с юридическим лицом - иначе в случае конфликта общественные организации не возьмутся защищать ваши права. В документе должны быть указаны данные об организации или ИП, место регистрации, реквизиты, дата, подпись ответственного лица и фирменная печать.
Внося предоплату, требуйте чек с расшифровкой назначения платежа и подписью предпринимателя либо уполномоченного им лица. Лучше, если сумма предоплаты не больше трети стоимости товара, а срок исполнения не превышает месяца.
Для замены мебели потребуется выяснить, является ли недостаток существенным - это определяет товаровед магазина или мастер сервис-центра. Если вы хотите вернуть деньги за некачественную вещь, серьезность дефекта не важна, требование должны удовлетворить в течение десяти дней после получения претензии.
Воронежский центр сертификации и мониторинга (бюро экспертиз): ул. Лизюкова, 2, тел.: (473) 266-25-04
Торгово-промышленная палата Воронежской области (отдел экспертиз): ул. 9 Января, 36, тел.: (473) 252-21-17
Консультационный центр ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области": ул. Космонавтов, 21, тел.: (473) 263-68-38, e-mail: plat@sanep.vrn.ru
Воронежская региональная общественная организация "Центр защиты прав потребителей": ул. Челюскинцев, 136, тел.: (473) 276-48-73
Воронежская областная общественная организация защиты потребителей: Воронеж, пл. Ленина, 5, тел.: (473) 277-02-12
Воронежская областная общественная организация по защите прав потребителей "Лига потребителей": пл. Ленина, 8, каб. 515, тел.: (473) 228-79-48