05.09.2013 11:21
    Поделиться

    Белгородские активисты создадут бесплатный велопрокат

    Б Белгороде активисты создают сеть бесплатного велопроката
    Белгородские любители велопрогулок решили создать в городе сеть бесплатного велопроката. Авторы идеи предлагают белгородцам не выбрасывать велосипеды на свалку, а отдать им. Все сломанные будут отремонтированы и установлены на специальных парковках. Здесь их сможет взять любой, кто захочет прокатиться из одной точки города в другую. Оставить велосипед также можно будет на парковке или автобусной остановке. Никаких денежных вложений авторы проекта не предусматривают, надеясь на отклик горожан.

    Есть идея

    Автор идеи бесплатного велопрокатата Владислав Красюков рассказал, что подобные сети уже созданы в нескольких городах мира, в том числе в Санкт-Петербурге и Красноярске. На каждый велосипед прикрепляется табличка - люди видят, что перед ними не обычный транспорт. Содержать же велопарк попробуют за счет рекламы, размещая ее на самих велосипедах или окрашивая рамы в корпоративные цвета. Кроме того, в социальных сетях надеются создать площадку для коммуникации между пользователями бесплатного велопроката. Например, если велосипед сломался по дороге или был оставлен в непредусмотренном для этого месте, человек может об этом написать: тогда транспорт не затеряется во дворах. Авторы идеи уверены, что проект может стать частью системы, уже специально разработанной для велосипедистов. Несколько месяцев назад ее представили властям города: сеть велодорожек, парковок, сервисных центров для обслуживания велосипедов по замыслу инициаторов станет альтернативой общественному транспорту.

    - Мы надеемся, что этот проект будет реализован, и наш "бесплатный велопрокат" впишется в него, - говорит Влад Красюков. - Но даже если нет, то мы, собрав велосипеды, обратимся к владельцам торговых точек, кофеен, других популярных мест в городе, попросим помочь и установить велопарковки.

    Первая ласточка

    Инициативу уже поддержали в международном аэропорту, заявив, что готовы предоставить свою парковку для бесплатных велосипедов. Только вот их пока нет.

    - Идея оказалась востребована белгородцами, - рассказывает Владислав Красюков. - Однако пока в нашем активе только тот велосипед, который я готов отдать, и еще один - его предложил парень, который заинтересовался проектом. Правда, сначала он хотел продать нам его, за 500 рублей, в конце концов, договорились, что отдаст бесплатно.

    Платить за старые велосипеды авторы проекта не смогут. Более того, Влад Красюков понимает, что на ремонт двухколесного транспорта также придется где-то искать средства.

    - Вот этот человек отдал нам велосипед бесплатно потому, что иначе он его просто выбросил бы, - говорит автор проекта.

    Больше желающих подарить велосипеды в городе и его окрестностях пока не нашлось.

    - Мы распространяем информацию о проекте в социальных сетях, за 23 дня на новости нашей группы подписались более ста человек, это неплохой результат, - говорит Владислав Красюков. - Только если посчитать процентное соотношение тех, кто хочет помочь нам в реализации идеи, и тех, кто хочет потом ею пользоваться, то получится один к десяти.

    Это невозможно?

    Именно поэтому эксперты, наблюдающие за реализацией проекта, настроены скептически. Представитель одного из белгородских велоклубов Маргарита Работягова называет идею с бесплатным велопрокатом прекрасной, востребованной, но неосуществимой.

    Оставить велосипед можно будет на парковке или остановке

    - Дело в том, что проект держится на голом энтузиазме, - поясняет она. - Я знаю, как это бывает в таких ситуациях, настрой меняется, силы что-то делать заканчиваются, потому что поддержки никакой нет. А инициаторам этого проекта вдвойне сложно. Я думаю, что в Белгороде не наберется необходимого количества велосипедов. Все, кто катается, имеют хороший транспорт, а отдать свой велосипед не каждый может, даже если он сломан.

    Впрочем, по мнению Маргариты Работяговой, собирать двухколесных, нуждающихся в ремонте - тоже нецелесообразно.

    - Недавно мой муж достал несколько таких старых велосипедов и решил починить их, - рассказывает она. - И каково же было наше удивление, когда мы поняли, что запасных частей для советских "великов" не оказалось. Их не продают ни в магазинах, ни на рынках. К тому же, отремонтировать велосипед не так просто. Заниматься этим должен человек, который разбирается в велосипедах досконально, иначе ездить после починки будет небезопасно.

    Маргарита Работягова уверена, что даже если востребованная горожанами сеть начнет работать, то быстро "рассыплется".

    - Когда в Москве заработала система проката "на велосипеде до метро", в первый же день украли сразу пять "великов", - рассказывает она. - И это при том, что все пользователи для начала были отмечены в единой базе данных, имели специальные карты, а передвижение велосипедов можно было отследить. Люди все равно решились на воровство. Естественно, все украденные велосипеды как раз благодаря таким мерам безопасности удалось найти. Но ведь в Белгороде надеются на честность и ответственность пользователей.

    Организаторы сети велопроката на этот счет иллюзий не строят. Они уверены, что с сокращением парка им придется столкнуться, но относятся к этому пока философски: если человек украдет велосипед, значит, он будет им пользоваться. А это тоже хорошо.

    Комментарий

    Илья Бейлин, преподаватель, активист велодвижения (Воронеж):

    - Идея белгородцев замечательная. И прежде всего потому, что она направлена на создание доверительных отношений между горожанами, что очень важно сегодня. Да, энтузиастов могут называть по-всякому - и чудаками, и даже "городскими сумасшедшими", - но надо понимать, что они делают серьезное дело. Белгородцы не первые, кто взялся реализовать подобный замысел. Опыт свидетельствует, что везде это дело проходит тяжело. Возникает масса проблем: и велосипеды воруют, и количество их невелико... Но если задаться целью, то можно добиться результата. В том числе, обратить внимание властей на проблему создания велоинфраструктуры - что делаем мы в Воронеже, и небезуспешно. А ведь в Белгороде в силу градостроительных особенностей создать такую инфраструктуру, пробить велокоридоры проще, чем у нас.

    Крутим педали

    Пока же число велосипедистов в Белгороде продолжает расти. Помимо традиционных велопробегов и вечерних "покатушек", в том числе и по специальным маршрутам для новичков, которые разрабатывают и "объезжают" представители местных велоклубов, в городе появились отдельные сообщества любителей поколесить по Белгороду и его окрестностям. Так, недавно в городе прошел "велодевичник", причем участницам предложили примерить на себя образы героинь детских сказок. А в середине лета активисты пригласили горожан поучаствовать в "велоночи". Часа три после полуночи планировали кататься, а потом, добравшись до лесного массива, сварить кашу и вместе встретить рассвет. Желающих так провести время набралось немало, но уже пред самым стартом "ночь" отменили, объяснив это "совокупностью разных причин". Разочарованию потенциальных участников не было предела, и некоторые все равно отправились кататься.

    Поделиться