Есть идея
Автор идеи бесплатного велопрокатата Владислав Красюков рассказал, что подобные сети уже созданы в нескольких городах мира, в том числе в Санкт-Петербурге и Красноярске. На каждый велосипед прикрепляется табличка - люди видят, что перед ними не обычный транспорт. Содержать же велопарк попробуют за счет рекламы, размещая ее на самих велосипедах или окрашивая рамы в корпоративные цвета. Кроме того, в социальных сетях надеются создать площадку для коммуникации между пользователями бесплатного велопроката. Например, если велосипед сломался по дороге или был оставлен в непредусмотренном для этого месте, человек может об этом написать: тогда транспорт не затеряется во дворах. Авторы идеи уверены, что проект может стать частью системы, уже специально разработанной для велосипедистов. Несколько месяцев назад ее представили властям города: сеть велодорожек, парковок, сервисных центров для обслуживания велосипедов по замыслу инициаторов станет альтернативой общественному транспорту.
- Мы надеемся, что этот проект будет реализован, и наш "бесплатный велопрокат" впишется в него, - говорит Влад Красюков. - Но даже если нет, то мы, собрав велосипеды, обратимся к владельцам торговых точек, кофеен, других популярных мест в городе, попросим помочь и установить велопарковки.
Первая ласточка
Инициативу уже поддержали в международном аэропорту, заявив, что готовы предоставить свою парковку для бесплатных велосипедов. Только вот их пока нет.
- Идея оказалась востребована белгородцами, - рассказывает Владислав Красюков. - Однако пока в нашем активе только тот велосипед, который я готов отдать, и еще один - его предложил парень, который заинтересовался проектом. Правда, сначала он хотел продать нам его, за 500 рублей, в конце концов, договорились, что отдаст бесплатно.
Платить за старые велосипеды авторы проекта не смогут. Более того, Влад Красюков понимает, что на ремонт двухколесного транспорта также придется где-то искать средства.
- Вот этот человек отдал нам велосипед бесплатно потому, что иначе он его просто выбросил бы, - говорит автор проекта.
Больше желающих подарить велосипеды в городе и его окрестностях пока не нашлось.
- Мы распространяем информацию о проекте в социальных сетях, за 23 дня на новости нашей группы подписались более ста человек, это неплохой результат, - говорит Владислав Красюков. - Только если посчитать процентное соотношение тех, кто хочет помочь нам в реализации идеи, и тех, кто хочет потом ею пользоваться, то получится один к десяти.
Это невозможно?
Именно поэтому эксперты, наблюдающие за реализацией проекта, настроены скептически. Представитель одного из белгородских велоклубов Маргарита Работягова называет идею с бесплатным велопрокатом прекрасной, востребованной, но неосуществимой.
- Дело в том, что проект держится на голом энтузиазме, - поясняет она. - Я знаю, как это бывает в таких ситуациях, настрой меняется, силы что-то делать заканчиваются, потому что поддержки никакой нет. А инициаторам этого проекта вдвойне сложно. Я думаю, что в Белгороде не наберется необходимого количества велосипедов. Все, кто катается, имеют хороший транспорт, а отдать свой велосипед не каждый может, даже если он сломан.
Впрочем, по мнению Маргариты Работяговой, собирать двухколесных, нуждающихся в ремонте - тоже нецелесообразно.
- Недавно мой муж достал несколько таких старых велосипедов и решил починить их, - рассказывает она. - И каково же было наше удивление, когда мы поняли, что запасных частей для советских "великов" не оказалось. Их не продают ни в магазинах, ни на рынках. К тому же, отремонтировать велосипед не так просто. Заниматься этим должен человек, который разбирается в велосипедах досконально, иначе ездить после починки будет небезопасно.
Маргарита Работягова уверена, что даже если востребованная горожанами сеть начнет работать, то быстро "рассыплется".
- Когда в Москве заработала система проката "на велосипеде до метро", в первый же день украли сразу пять "великов", - рассказывает она. - И это при том, что все пользователи для начала были отмечены в единой базе данных, имели специальные карты, а передвижение велосипедов можно было отследить. Люди все равно решились на воровство. Естественно, все украденные велосипеды как раз благодаря таким мерам безопасности удалось найти. Но ведь в Белгороде надеются на честность и ответственность пользователей.
Организаторы сети велопроката на этот счет иллюзий не строят. Они уверены, что с сокращением парка им придется столкнуться, но относятся к этому пока философски: если человек украдет велосипед, значит, он будет им пользоваться. А это тоже хорошо.
Илья Бейлин, преподаватель, активист велодвижения (Воронеж):
- Идея белгородцев замечательная. И прежде всего потому, что она направлена на создание доверительных отношений между горожанами, что очень важно сегодня. Да, энтузиастов могут называть по-всякому - и чудаками, и даже "городскими сумасшедшими", - но надо понимать, что они делают серьезное дело. Белгородцы не первые, кто взялся реализовать подобный замысел. Опыт свидетельствует, что везде это дело проходит тяжело. Возникает масса проблем: и велосипеды воруют, и количество их невелико... Но если задаться целью, то можно добиться результата. В том числе, обратить внимание властей на проблему создания велоинфраструктуры - что делаем мы в Воронеже, и небезуспешно. А ведь в Белгороде в силу градостроительных особенностей создать такую инфраструктуру, пробить велокоридоры проще, чем у нас.
Пока же число велосипедистов в Белгороде продолжает расти. Помимо традиционных велопробегов и вечерних "покатушек", в том числе и по специальным маршрутам для новичков, которые разрабатывают и "объезжают" представители местных велоклубов, в городе появились отдельные сообщества любителей поколесить по Белгороду и его окрестностям. Так, недавно в городе прошел "велодевичник", причем участницам предложили примерить на себя образы героинь детских сказок. А в середине лета активисты пригласили горожан поучаствовать в "велоночи". Часа три после полуночи планировали кататься, а потом, добравшись до лесного массива, сварить кашу и вместе встретить рассвет. Желающих так провести время набралось немало, но уже пред самым стартом "ночь" отменили, объяснив это "совокупностью разных причин". Разочарованию потенциальных участников не было предела, и некоторые все равно отправились кататься.