В садоводствах Ленобласти участились финансовые конфликты

В "Российскую газету" нередко обращаются члены садоводств. Чаще всего они жалуются на нечистых на руку председателей правления, переизбрать которых порой оказывается очень сложно. Обращаться к правоохранителям почти бесполезно: они стараются не вмешиваться во внутренние отношения некоммерческих объединений, а юристы и профильные чиновники ссылаются на несовершенство законодательства.

Нет документов - нет дела

Садоводство "Треугольник" в Кировском районе довольно крупное - около полутора тысяч дворов. Соответственно, и сумма регулярных взносов здесь набирается немалая, и страсти вокруг управления общественными деньгами кипят серьезные. За последние пару лет в дачные разборки оказались втянуты и чиновники, и полиция, и Следственный комитет, и суд.

Проблемы начались в 2011 году, когда члены садоводства заподозрили председателя правления в денежных махинациях при прокладке водопровода. Обращения в правоохранительные структуры закончились отказом в возбуждении дела. В постановлении Кировского ОМВД на этот счет есть удивительная формулировка: "У председателя правления затребованы акты выполненных работ и результаты ревизии. Документы не предъявлены, в связи с чем в возбуждении уголовного дела отказано".

Как бы то ни было, доверие к председателю правления уже было подорвано, и в апреле 2012 года на отчетно-выборном собрании его переизбрали. Дальше все выглядит как минимум странно.

- Прежний председатель попросту отказался признавать себя смещенным с должности, мол, собрание было "не легитимным", заявил, что не отдаст печать и документы, и как ни в чем не бывало собирал с некоторых садоводов взносы и заключал договоры со строителями и коммунальщиками. В общем, вел себя так, будто никакого переизбрания не было, - возмущается один из садоводов Николай Ордин.

- "Не отдам власть! Вы никто и звать вас никак!" - приблизительно такой ответ бывшего председателя. Но самое потрясающее то, что он умудрился внести свое имя в Единый государственный реестр юридических лиц и некоторое время продолжал пользоваться расчетным счетом товарищества, - говорит нынешний председатель правления "Треугольника" Татьяна Молчанова.

То, что суд признал переизбрание правомерным, ситуацию не изменило. Печать и уставные документы по-прежнему находятся у председателя правления, который уже больше года как бывший. Новому руководству пришлось изготовить новую печать и восстановить необходимые бумаги окольным путем. Жизнь садоводства, казалось бы, вошла в свое русло. Правда, ставить точку рано: экс-председатель продолжает подавать апелляции и отстаивать в судах свое право на кресло главы "Треугольника".

Четыре миллиона

Тем временем дело о финансовых нарушениях при прокладке водопровода сдвинулось с мертвой точки. Садоводы были очень настойчивы, и недавно (то есть спустя два года) Следственный отдел ОМВД по Кировскому району подтвердил: смета при прокладке водопровода действительно была завышена на 4,4 миллиона рублей - 11,6 вместо 7,2 миллиона. По данным следствия, экс-председатель сделал это намеренно, чтобы получить потом из бюджета Петербурга 50-процентную компенсацию за прокладку водопровода. Но передумал, документы подавать не стал. А поскольку он "добровольно отказался от преступных намерений", то об уголовной ответственности речь идти не может. Формально все деньги, включая "бонусные" четыре миллиона, остались у подрядчика, прокладывавшего водопровод. Понятно, что для садоводства эти средства были бы нелишними. Остается добиться их возврата. Правоохранители вмешиваться отказываются и предлагают дачникам решать вопрос в порядке арбитражного судопроизводства.

По мнению юристов, шансы добиться возвращения денег не так уж призрачны.

- Упоминание возможной компенсации 50 процентов стоимости водопровода за счет бюджета Петербурга никоим образом не снимает вопрос об ущербе, причиненном садоводству на 4,4 миллиона рублей, - говорит адвокат Владимир Мусатов. - В зависимости от результатов расследования судьбы этих денег виновные в их пропаже могут быть привлечены к уголовной ответственности как совершившие мошенничество с обязанностью возместить вред садоводству на эту сумму. Средства могут быть взысканы с председателя правления садоводства по статье 277 Трудового кодекса РФ как причинившего садоводству прямой действительный материальный ущерб.

Что же касается продолжающейся дележки председательского кресла, то здесь наказание никому не грозит.

- Несогласие бывшего председателя правления с результатами голосования садоводов - это его право иметь собственное мнение. Поэтому никакой ответственности для него в этом случае закон не установил, - констатирует Владимир Мусатов. - Но заставить его отдать необходимые для работы документы можно. Новое руководство должно подать в суд исковое заявление к старому председателю с просьбой обязать его вернуть бумаги и ценности. Как правило, суды удовлетворяют такие иски. Если же бывший глава садоводства продолжит уклоняться, необходимо получить в суде исполнительный лист и передать его приставам.

Рецепт - активная гражданская позиция

В том или ином виде конфликты в садоводствах происходят постоянно и особенно обостряются сейчас, к концу дачного сезона, когда накопившееся недовольство дачников переходит критическую черту. Юристы и профильные чиновники единодушны в том, что причина - в несовершенстве действующего законодательства.

Сотрудники управления по развитию садоводства и огородничества Петербурга могут долго перечислять проблемы, с которыми ежедневно сталкиваются дачники. Практически никак не налажено взаимодействие с муниципалитетами. Ремонт дорог, прокладка электросетей, водоснабжение, мелиорация - во всех этих вопросах от местных властей помощи не дождаться. Если прибавить еще и неразбериху внутри правлений самих садоводств, становится совсем печально. Выход один - не пускать ситуацию на самотек, приходить на все собрания и не стесняться выражать свое мнение по поводу жизни садоводства. Другого рецепта для дачников пока никто не придумал.

- Конфликты, связанные с переизбранием членов правления и расходованием общих средств, возникают, как правило, в тех садоводствах, где общим собранием уполномоченных не налажена деятельность правления и ревизионной комиссии, - говорит исполняющий обязанности начальника управления по развитию садоводства и огородничества Петербурга Владимир Рожков. - Для предотвращения ситуаций, подобных сложившейся в "Треугольнике", садоводам необходимо занимать более активную гражданскую позицию. Так, чтобы общее собрание действительно было высшим органом управления.

Прямая речь

Владимир Мусатов, адвокат Адвокатской коллегии Нарышкиных:

- Закон РФ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" не предусмотрел для садоводств административной подчиненности каким-либо органам. Это обстоятельство практически вывело садоводства из-под надзора и сделало вольготной жизнь председателей правлений садоводств, для которых единственным контролирующим органом является общее собрание членов садоводческих товариществ. Правоохранительные органы, рассматривая многочисленные правонарушения в садоводствах, как правило, не проявляют активности, уклоняются от совершения необходимых действий для прекращения возникших конфликтов и чаще всего предлагают сторонам разрешать спор в гражданском суде.

Владимир Рожков, и. о. начальника управления по развитию садоводства и огородничества Петербурга:

- Уплачиваемый садоводами земельный налог пополняет местные бюджеты (в некоторых случаях - до 90 процентов), однако не порождает каких-либо обязательств со стороны органов местного самоуправления, даже если речь идет о дорогах общего пользования. Полностью возложены на садоводов заботы по охране порядка, обеспечению пожарной безопасности, медицинское обслуживание, сбор и утилизация отходов... И это проблема не только Петербурга и Ленинградской области. В стране отсутствует единый федеральный орган, координирующий садоводческую деятельность. Между тем в России насчитывается 21 миллион участков, на которых ведут дачное хозяйство более 60 миллионов человек.

Контакт:

Управление по развитию садоводства и огородничества: Санкт-Петербург, Диагональная улица, 4/2, (812) 295-12-29.

Дом садовода: Санкт-Петербург, Новолитовская улица, 5, корпус 4, (812) 248-18-93.