- История предпринимательства на Урале насчитывает 300 лет. К сожалению, накопленный опыт по понятным причинам лет 70 был неактуален, но сейчас государству снова нужны деловые, инициативные люди, - отмечает главный федеральный инспектор по Свердловской области Владимир Шабанов. - Открытие памятника - это своеобразное признание заслуг малого и среднего бизнеса, символ партнерства между государством и бизнесом.
Последний, надо заметить, свой образ увековечил за собственный счет: ни копейки бюджетных средств в памятник не вложено. Имена благотворителей отлиты в бронзе - наряду с авторами монумента. Обошелся бронзовый предприниматель в 1,7 миллиона рублей.
Установка первого памятника деловому человеку в Екатеринбурге не случайна: уральский предприниматель - лицо, заметное и в масштабах страны. Так, согласно последнему рейтингу общероссийской организации малого и среднего бизнеса, из 40 субъектов РФ наиболее высоким индексом "легкость ведения бизнеса в регионах" может похвастать Челябинская область. Свердловская, правда, лишь во второй половине рейтинга - на 29 месте, однако Екатеринбург впереди всех одиннадцати городов-миллионников.
Уральский предприниматель - выполненный из состаренной, патинированной бронзы бородатый мужичок, поставивший ногу на заветную шкатулку с сокровищами, - как нельзя лучше иллюстрирует одну из двух актуальных проблем бизнеса - недоступность кредитных ресурсов. Вторую - дефицит профессиональных кадров - очевидно, отражает дислокация памятника вблизи экономического университета, кузницы бизнес-кадров. По статистике, каждый десятый студент Екатеринбурга успевает открыть свое дело еще во время учебы в вузе.
По данным Союза малого и среднего бизнеса Свердловской области, в регионе до 40 процентов трудоспособного населения занято именно в сфере малого и среднего бизнеса, в Екатеринбурге же - каждый второй. В городе более 72 тысяч зарегистрированных субъектов МСБ, но "живых" из них, как признался глава города Александр Якоб, только 45 тысяч. По итогам прошлого года учтенный оборот региональных предприятий малого и среднего бизнеса составил 1,4 миллиарда рублей.
Экономические рекорды вызвали перелом в общественном сознании. Потому, констатируют эксперты, образ предпринимателя очищается. Согласно последнему опросу ВЦИОМ, россияне постепенно признают заслуги людей этой профессии, отказываются от былого штампа - обирающего встречных и поперечных хапуги - в пользу практичного и вполне обаятельного человека: хорошо или очень хорошо к бизнесменам относятся 83 процента респондентов.
Однако россияне в массе своей не горят желанием заняться бизнесом: только пять процентов имеют свое дело, а хотели бы его иметь 28 процентов. В городах этот процент выше (32), особенно среди молодежи (46 процентов). Согласно опросу, отбивают желание "выйти в самостоятельное плавание" следующие причины: возраст и состояние здоровья (на них ссылаются 18 процентов опрошенных), иные интересы (18), административные барьеры (13), отсутствие знаний и опыта (11), а также стартового капитала (10).
- Русские работать любят, но недолго и нерегулярно. Поэтому мы самая креативная нация: можем придумывать, но не получается внедрять это и производить, - объясняет особенности менталитета гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров.
Уральские предприниматели надеются сломать вторую часть этого стереотипа.