Михайлов: Власти Москвы выделяют ветеранам все необходимые деньги

Вячеслав Михайлов, председатель Совета Московского дома ветеранов войн и Вооруженных сил:

- Идти ли 8 сентября на выборы - такого вопроса перед нами, ветеранами Москвы, не стоит. И потому, что у людей старшего поколения просто закалка такая - раз дано Конституцией страны право выбирать мэра, значит, надо им воспользоваться. И потому, что в ветеранской жизни сейчас слишком многое зависит от того, кто у руля в столице. Значит, надо не промахнуться.

В 1941-м в свои 13 лет я прибился к танковой бригаде из попавшего под бомбежку эшелона. А сейчас мне уже 86. Большинству из тех, кто воевал по-настоящему, с оружием в руках, под 90 и больше.

В нашем городе за каждым лежачим одиноким фронтовиком закреплена персональная сиделка. Ее задача - вовремя накормить его не меньше 3 раз горячим питанием, дать лекарства, просто поговорить, наконец, с человеком. А еще поменять памперсы, проследить, чтобы пролежни не образовались.

Словом, нелегкая работа, но мы стараемся подбирать на нее только исключительно добросовестных женщин. И пока это удается. Большинство из 750 сиделок относятся к своим подопечным как к родным.

Недавно, например, город праздновал 70-летие победы в Курской битве. Вроде всех поздравили и подарки вручили. Но вот приходит ко мне одна из сиделок и говорит: "Что же вы моего-то ветерана забыли?" "Спасибо большое", - сказал я ей, тут же ошибку исправили.

Содержание этой службы обходится нашему Дому ветеранов в 600 тыс. рублей за человека. Откуда бы мы взяли такие деньги, если бы их не выделял бюджет Москвы? Но вопрос о том, что городу это не по карману, не встал ни разу. Сколько требуется - столько и выделяется.

Помогает одиноким и "тревожная кнопка", нажав на которую ветеран получит любую помощь, в которой он нуждается. Бывает, повернулся неловко, упал с кровати, а самому встать не под силу. Нажмет кнопку, скажет, что случилось, и тут же выедет бригада МЧС. Прихватило сердце? Диспетчер вызовет "скорую". И таких вызовов в диспетчерский пункт при Доме ветеранов поступает каждый день 60-80, в неделю - до 1,5 тысячи. 300 человек с помощью этой новинки мы, можно сказать, вытащили с того света.

Но, к счастью, большинство ветеранов еще вполне на ногах и в здравой памяти. Несмотря на годы, им хочется жить полноценной жизнью. Например, летом отдохнуть, подлечиться. Поехать в санаторий куда-то далеко, конечно, мало кому под силу, а вот услугами санатория на дому, когда врач приезжает домой, где и проводит в течение 21 дня необходимое лечение, до 5 тыс. ветеранов в год пользуются охотно.

Есть у них и выбор. Можно, например, лечь в наш реабилитационный центр при самом Доме ветеранов - здесь для этого есть 120 коек. А также бассейн, тренажерный зал с врачом-физиотерапевтом, специализирующимся на помощи пожилым, Екатерининский парк, который в свое время городские власти отвоевали для нас у минобороны и привели в порядок. Теперь ветераны там гуляют или читают в читальном зале на берегу пруда, смотрят концерты на открытой эстраде или просто любуются природой, сидя на лавочках. Те, кому нельзя из дому отлучиться - к примеру, не с кем оставить кошку или попугая, пользуются дневным стационаром, он на 70 коек.

Есть у нас и клуб фронтовых друзей, где можно пообщаться с однополчанами, отметить день рождения. Встречаясь по самым разным поводам, мы, конечно же, обсуждаем и как меняется Москва.

Вывод у нас один: все перемены, происходящие в ней за последнее время, к лучшему. Мы понимаем, что от пробок город в одночасье, конечно, не избавишь. Но глядя, какие мощные строятся развязки, как одна за другой вводятся после реконструкции вылетные магистрали, верю, что и с этой проблемой, как и со многими другими, Москва справится.

И главное, о чем хочу сказать: мы много и многих повидали на своем веку, так что легко можем отличить болтуна-популиста от человека дела. Понятно, что каждый сам выбирает и оценивает, но наш выбор - ответственный. И если хотите, - определяющий.

Так что до встречи, дорогие мои ветераны, на избирательных участках.