По их мнению, в России нужно создать Федеральный фонд развития недвижимости. Его имущество может формироваться за счет объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности и небольшого взноса государства в виде денежных средств.
Взамен государство становится владельцем паев такого фонда, доходы которого будут формироваться за счет получения арендной платы и выручки от продажи объектов недвижимости. 90 процентов реализованной прибыли (прироста имущества) фонда будет ежегодно распределяться среди владельцев его паев, то есть в пользу государства. Преимущество такого подхода состоит в создании специальных финансовых структур, заинтересованных в более активном вовлечении в экономический оборот объектов, находящихся в федеральной собственности. Появляется независимый источник средств для финансирования расходов, необходимых для этого, создаются рыночные фонды недвижимости.
Идея фонда, который управляет собственностью, находящейся во владении у государства, будоражит умы экспертного сообщества не первый год, напомнил "РГ" заместитель генерального директора Межведомственного аналитического центра Юрий Симачев. "В то же время, если вопрос профессионального управления госактивами не решается с помощью Росимущества, то и специально созданный фонд вряд ли поможет", - заметил он. В то же время, по словам Симачева, определенное рациональное зерно в этом есть, другой разговор, что надо точно определиться с тем, что делать с конкретным госимуществом, - весьма непросто.
"Доход, - объясняет он, - это очень хорошо, он рассчитан на более длительное время, в отличие от приватизации, где деньги получаются сразу, в момент продажи. Но, с другой стороны, приватизация, проведенная в правильное время, увеличивает эффективность использования ресурса, что потом выльется в рост доходов для бюджета в виде налогов и других поступлений". В то же время приватизировать "все и сразу", чтобы получить дополнительные деньги в бюджет, вместо того чтобы думать как использовать госимущество, тоже не лучший выход, уверен Юрий Симачев.
"Если говорить о крупных объектах, то они все уникальны в своем роде и решить "на берегу", что лучше: продать или развивать дальше - невозможно", - уверен эксперт. Есть сектора промышленности, где позитив приватизацией не достигается, простой пример - естественные монополии, считает Симачев. "В то же время конкурентные сектора, например тот же ТЭК, вполне пригодны к продаже государственных активов", - резюмировал он. Сейчас, напомним, имущество казны насчитывает 88,3 тысячи объектов.