05.09.2013 23:34
    Поделиться

    Суд штата Огайо назначил жителю Кливленда "позорные бдения"

    Американец Ричард Демерон проводит ежедневно по три часа перед зданием полицейского участка в Кливленде с табличкой "Прошу прощения у полиции за то, что вел себя как идиот". С помощью этого необычного способа судья штата Огайо Пинки Карр решил наказать американского гражданина за то, что он названивал в службу 911 и угрожал убить полицейского-оператора.

    Вердикт 58-летнему Демерону вынесли еще в марте. Однако постановление суда он так и не исполнил. Во время повторного слушания Демерон, пояснил, что не смог исполнить решение из-за того, что был пьян и попросту не мог устоять на ногах. Впрочем, теперь он прилежно приходит к полицейскому участку каждый день и искренне уверяет, что раскаялся. "Мне действительно жаль, что я был таким дураком, - признался Демерон. - Надеюсь, что и офицер полиции, и его близкие примут мои извинения, потому что на тот момент я был пьян".

    Кстати, позорные таблички стали излюбленным способом наказания дебоширов в Кливленде. Год назад тот же судья Карр назначил "позорные бдения" 32-летней Шене Хардин за то, что она попыталась объехать школьный автобус не по проезжей части, а по тротуару. "Только идиот может объезжать школьный автобус по тротуару" - гласила табличка провинившейся. Впрочем, Хардин позорной табличкой прикрывала только зажигалку, чтобы прикурить сигарету, а в остальное время болтала по телефону. Судью Карра такое поведение только разозлило, и он назначил американке дополнительные часы "свиданий" с табличкой.

    Справка "РГ"

    Судья из Огайо далеко не первый, кто рассчитывает исправить людей с помощью своеобразного позорного клейма. Правда, чаще в США такие таблички используют родители, чтобы перевоспитать детей. Так в 2012 году Майкл Белл из Майами вывел своего 14-летнего сына на самую оживленную улицу города, повесив на него плакат "Я хочу быть клоуном в классе - это неправильно?". На второй части плаката пояснялось, что подросток провалил школьные экзамены по трем предметам.

    Компентно

    Михаил Барщевский, специальный представитель правительства РФ в высших судах:

    -Концепция нашего уголовного и административного права - применять наказания, не позорящие человека, не умаляющие честь и достоинства преступника или правонарушителя. В том наказании, которое сейчас применили в суде США, есть аналогия с позорным столбом. По эстетическим соображением мне оно не нравится. Также хочу обратить внимание, что в последнее время некие активные граждане стали самостоятельно вешать позорные таблички, например, на неправильно припаркованные по их мнению машины, и тому подобное. Мне это тоже не нравится: это абсолютно неправильно. Более того, это наказумое деяние. В Уголовном кодексе есть специальная статья "самоуправство". Если каждый из нас начнет устанавливать правопорядок это прямой путь к анархии.

    Иван Соловьев, доктор юридических наук:

    -На мой взгляд, подобные наказания весьма спорны как с правовой, так и моральной точки зрения. И чего здесь больше: публичного унижения достоинства виновного лица или стремления восстановить справедливость, сказать сложно. С другой стороны, для американского общества, учитывая особенности жизни людей преимущественно в собственных домах в небольших районах и городах, где все друг друга знают, подобные правовые изыски являются скорее мощным профилактическим средством.

    Если говорить о нашей стране, то назначение такого наказания невозможно в виду того, что судьи осуществляют правосудие в соответствие с нормами процессуального права, в которых четко закреплен исчерпывающий перечень возможных наказаний (КоАП, УПК, ГПК, НК и др.). Его размер может варьироваться с учетом имеющихся отягчающих и смягчающих вину обстоятельств. В отличие от американской системы права, основанной на конкретном прецедентном деле и возможности судьи творить, а не применять право.

    Игорь Симонов, адвокат коллегии "Князев и партнеры":

    -У нас в законодательстве есть разная ответственность: гражданско-правовая, уголовная, административная. Например, непосредственно за оскорбление предусмотрена административная ответственность. За угрозы причинения смерти есть уголовная ответственность, когда угроза реальна.

    Ни уголовное, ни административное законодательство у нас не предусматривают такого наказание, как нахождение в определенном месте, плакатом, табличкой и так далее. Нет таких санкций.

    Правда, на стадии предварительного следствия, если обвиняемое лицо осознало содеянное, оно может добровольно предпринять некие действия по заглаживанию вины и компенсации причиненного вреда. Если говорить гипотетически, наверное, обвиняемый мог бы сам - по своей инициативе - выйти с табличкой и попросить прощения. Никто принудить его не может, но если он сам раскаивается. то почему бы и нет. Повлияет ли это как-то на наказание? В определенных случаях уголовное дело может быть прекращено по примирению сторон. Если речь о частном обвинении, достаточно, чтобы потерпевший простил. При рассмотрении же публичного обвинения, позиция потерпевшего может быть учтена, однако суд не обязан прекращать дело.

    Подготовил Владислав Куликов

    Поделиться