Наши зрители за несколько сезонов уже успели привыкнуть к знаменитому "Цирку дю Солей" ("Цирку Солнца"). Его шоу очаровывают и разочаровывают, сравниваются с представлениями в цирке Никулина и на проспекте Вернадского. Завсегдатаи стремятся не пропустить ни одного нового представления. Остальные ходят от случая к случаю. Цены на представления "Цирка Солнца" в России высоки. Впрочем, как и в других странах.
На этот раз "Цирк дю Солей" привез в Россию одно из лучших своих шоу под названием "Kooza". Впервые увидев рекламу этого шоу несколько лет назад в Вашингтоне, я не могла дождаться, когда же смогу посмотреть его "вживую", а не в интернете. В итоге, после просмотра моя личная иерархия представлений "Цирка дю Солей" - из тех, что привозились в Россию за эти годы (а их было семь), выглядит так. На первом месте - шоу "Corteo", рассказывающее об уходе из жизни старого клоуна. Оно способно растрогать зрителя буквально до слез. Второе место делят "Zarkana" и "Kooza". Первое из них, напомню, проходило на сцене Кремлевского дворца, и гастроли в тот раз даже продлевали из-за многочисленного наплыва зрителей. "Zarkana" - шоу невероятно технологичное, красивое и продуманное. "Kooza" в масштабности ему явно уступает. Но почему я его ставлю на ту же планку, объясню ниже.
На третьем месте - динамичное и яркое шоу "Varekai". С него начинались российские гастроли канадского цирка. На четвертом - одно из моих любимых шоу "Alegria". Но я не ставлю его вперед оттого, что зрители и критики в России попытались ему придать еще и политическую окраску, чего, на мой взгляд, ни в коем случае делать не стоит. Про остальные шоу цирка в России говорить не буду. Одно из них невероятно разочаровало. Но одно шоу другому - рознь. С "Kooza" я вышла с тем же ощущением чуда, что и ожидаю каждый раз не только от "дю Солей", но и от цирка вообще.
Прежде всего - шатер. Что бы ни говорили, но шатер для цирка лучше, чем любая сцена, в том числе и Кремлевского дворца. Уже в самой установке шатра есть что-то традиционно магическое, что прекрасно понимают в "Цирке дю Солей", каждый раз превращая это действо в отдельное шоу. В этом году еще устроили флэш-моб, куда приглашались гости в ярких полосатых нарядах - именно таковы костюмы главных действующих лиц постановки. Второе - в "Kooza" оформление сцены также сделано словно в старых традициях - арена, на которой на полукруглой возвышенной сцене восседает классический оркестр, исполняющий живую музыку. Сцена с оркестром прячется и выезжает, чего, разумеется, не могло быть в старом цирке. Над ней то раскрывается, то закрывается шатер... И это соединение ретро и новых технологий вызывает у зрителя теплые чувства. Кто знает, что под привычной круглой ареной спрятано множество новейших приспособлений, в частности, прибор, который позволяет клоуну выпрыгнуть из нее на высоту более двух с половиной метров? Собственно, почему я поставила это шоу на второе место - оно очень трогательное и теплое. Рассказывает историю маленького смешного человечка - Простака. Эдакого Кузи, который появляется на сцене с летающим змеем в руках, и вдруг возникает некое волшебство, благодаря которому ему открывается удивительный мир людей, где каждый - маг и волшебник. И когда этот мир исчезает, Простак Кузя, практически из гоголевского персонажа, превращается в настоящего короля.
"Kooza" - шоу довольно компактное - два отделения по часу и антракт на 30 минут. Аскетичное по оформлению, по сравнению с другими шоу цирка, где в одну минуту происходит множество действий в различных конструкциях в разных уголках пространства. Номеров не так много, но каждый из них заставляет восхищаться смелостью, мастерством и отвагой артистов. По крайней мере, три номера из этого шоу вошли в фильм про "Цирк дю Солей" (он был в прокате в прошлом году). Первый номер - гибкие восточные гимнастки. Необычная грациозность этих "гуттаперчивых девочек" заставляет ахнуть весь зал.
Лучший номер шоу - "Колесо смерти". Он также вошел в фильм. В России "Колесо смерти" немного в другом виде (как "Часы смерти") уже показывали в шоу "Zarkana" в Кремлевском дворце. Но на круглом Манеже лучше видно не только сам номер, но еще и то, что артисты в нем, как и во многих других номерах, работают без страховочной лонжи. Страх, восторг, неверие - такие чувства вызывают два гимнаста, которые крутятся в двух колесах то внутри, то снаружи. Этот номер еще и очень философский, и этот круговорот между жизнью и смертью, способен заворожить любого.
Поражает и выступление канатоходцев. То, как они двигаются по канатам - в ритме быстрого восточного танца - разве что лезгинку не танцуют. Игра в чехарду на канате: артист чуть не падает, но удерживается буквально в последнюю минуту.
Разумеется, какой цирк в России без номера "Подкидная доска". Только у нас он исполняется обычно в национальных костюмах и кокошниках. Даже настоящую козу на арену могут вывести, если этот цирк с животными. Премьера "Kooza" состоялась в День города, и именно этот номер совпал с торжественным салютом - так что проходил под звуки канонады. Артисты крутили невероятные сальто в воздухе, в том числе и на ходулях. Публика в очередной раз переживала - они снова без страховочной лонжи.
Не знаю, как для других, но для меня наиболее слабым местом в шоу были… клоуны. Хотя зал их воспринимал шумно и хорошо. В номерах коверных подразумевалось общение с залом. Фонограммы с русскими фразами с акцентом смотрелись и слушались странно. Много шуток на тему "ниже пояса", к чему нам, в принципе, не привыкать, но все же в зале много и малышей, которые, простите, не все жесты понимают. Зато им понятен лохматый персонаж, выступающий с клоунами - Большой Северный пес, особенно в тот момент, когда "справляет нужду" прямо в первый ряд.
На самом деле сами цирковые номера, а их всего 10 - по пять в каждом отделении - заряжают энергией так, что любой, даже самый странный, клоунский номер, просто обязан пройти "на ура". Что и происходит.
И последнее - всегда говорят о том,что во всемирно известном цирке много русских артистов. Это действительно так. В нынешнем шоу принимают участие выходцы из 22 стран и русские в том числе. Но нельзя не заметить, что Восток наступает. Азиатские и восточные артисты солируют в большинстве номеров. И их выносливость, профессионализм и пластичность вызывают невероятное восхищение.
Справка "РГ"
Мировая премьера шоу KOOZA состоялась в апреле 2007 года в Монреале. С тех пор шоу посетило более 30 городов в пяти странах. Посмотрело его более 4 миллионов зрителей.
Название шоу KOOZA происходит от санскритского слова "koza”, которое означает "коробка", "сундук" или "сокровище". Такая ассоциация выбрана не случайно и призвана подчеркнуть главную идею постановки - "цирк в шкатулке".