Новости

Росалкогольрегулирование предлагает блокировать интернет-сайты по продаже спиртного
Росалкогольрегулирование хочет распространить практику блокирования нежелательных интернет-сайтов на ресурсы, занимающиеся розничной продажей спиртного. И в течение месяца обещает подготовить для этого необходимые поправки.

В Интернете увеличилось количество предложений розничной продажи алкогольной продукции, отмечается в сообщении Росалкогольрегулирования на едином портале нормативно-правовых актов. При этом в ведомстве признают, что с выявлением и пресечением такой деятельности есть технические сложности. Решить эту проблему надеются поправками в закон о госрегулировании алкогольной продукции и статью 15.1 закона об информации. Последняя предусматривает возможность блокирования ресурсов с запрещенной информацией.

Продажа алкоголя через Интернет в России оказалась под запретом после введения правил продажи товаров дистанционным способом в 2007 году. Алкогольные компании пытались их оспорить, но Верховный суд признал ограничения на продажу спиртного в Сети законными. Тогда участники рынка пошли другим путем, придумав массу способов свободно торговать алкоголем в Интернете, формально не нарушая правила. Одна из таких уловок - сдача горячительного в аренду. Схема проста: клиенту привозят алкоголь, берут арендную плату и залог, которые покрывают стоимость спиртного, если оно не было возвращено в срок.

Еще более распространенный вариант - алкогольные подарки. Многие интернет-магазины, специализирующиеся на горячительных напитках, сразу сообщают своим клиентам, что не продают, а только дарят алкоголь. В подобных случаях получить бутылку-другую заранее выбранного напитка можно в качестве бонуса за приобретенные в магазине зажигалку или какой-нибудь сувенир. Покупки вместе с подарком заказчику доставляют прямо домой. Справедливости ради стоит сказать, что через интернет-бутики продается в основном элитный алкоголь. И оборот таких магазинов - капля в море по сравнению с обычной розницей.

Именно поэтому некоторые эксперты не видят большой необходимости в поправках, которые готовит Росалкогольрегулирование. "Люди спиваются не из-за того, что алкоголь продается в интернете, а из-за того, что его слишком много и он слишком доступен в рознице, - говорит Дмитрий Янин, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей. - За три года сделали очень много, чтобы эту ситуацию переломить, но надо двигаться дальше: расширять временные ограничения торговли спиртным и дальше повышать акцизы".

Зампред Комитета Госдумы по экономполитике Виктор Звагельский инициативу поддерживает, но замечает, что могут возникнуть проблемы с правоприменением. Как и в случае с действующими правилами. Координатор комиссии РАЭК по электронной коммерции Глеб Шуклин добавляет, что информация, находящаяся на сайтах, занимающихся продажей алкоголя, не является запрещенной к распространению на территории России. Поэтому разработка законопроекта о внесении таких ресурсов в реестр запрещенных, по его мнению, не является целесообразной и противоречит смыслу статьи 15.1 закона о защите информации.

Чтобы формально не нарушать запрет на продажу спиртного в Интернете, алкоголь дарят и сдают в аренду.

Опрос "РГ"
Подписка на первое полугодие 2017 года
Спроси на своем избирательном участке