09.09.2013 12:44
    Поделиться

    Пилотажные фигуры, которые отечественные пилоты выполнили первыми

    9 сентября 1913 года российский летчик Петр Нестеров впервые выполнил свою знаменитую "Петлю", положив начало искусству высшего пилотажа. С тех пор отечественные покорители небес стали признанными мировыми лидерами, и еще не раз изобретали новые воздушные трюки.

    "РГ" вспомнила несколько сложных пилотажных фигур,  которые отечественные пилоты выполнили первыми.

    "Петля Нестерова"

    Пожалуй, одна из самых известных фигур сложного пилотажа. В мире ее называют "Мертвой Петлей", а "авторские права" на нее за рубежом иногда приписывают другим летчикам. Фигура представляет собой замкнутую петлю в вертикальной плоскости. Попытки выполнить правильную "Мертвую Петлю" предпринимались с момента возникновения авиации, однако впервые это удалось сделать без нарушений и трагических последствий 9 сентября 1913 года в небе над Киевом.

    Впервые выполнил: основоположник высшего пилотажа Петр Нестеров. Выпускник Нижегородского кадетского корпуса, увлекся авиацией в 1910 году, а уже в 1912 году стал военным летчиком, совершив в 25 лет свой первый полет. Погиб в Первой мировой войне в звании штабс-капитана, впервые выполнив воздушный таран.

    "Петля Нестерова" в исполнении "Русских Витязей"

    "Чакра Фролова"

    Более сложная версия "Петли Нестерова" была впервые выполнена Евгением Фроловым и названа в его честь. При ее выполнении самолет выполняет не просто "Мертвую Петлю", а своего рода кульбит: самолет на малой скорости делает петлю столь малого радиуса, что практически вращается вокруг собственного хвоста.

    Впервые выполнил: заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Российской Федерации Евгений Фролов. Участник сборной команды СССР по высшему пилотажу. Кроме "Чакры" в 1995 году впервые выполнил на Су-35 еще две фигуры - "Хук" и "Кульбит".

    "Кобра"

    При выполнении этой фигуры резко задирается нос самолета, он даже может запрокинуться назад (в зависимости от самолета - на угол вплоть до 180 градусов). При этом машина сохраняет направление движения и набранную высоту. Впервые фигура была выполнена случайно, при ошибочных действиях пилота, однако впоследствии многократно повторялась и обрела популярность.

    Впервые выполнил:  летчик-космонавт, Герой Советского Союза Игорь Волк. Позже он помог освоить фигуру летчику-испытателю Виктору Пугачеву, который затем показал ее в Ле Бурже, так что фигуру как правило называют "Коброй Пугачева".

    "Колокол" на боевом истребителе

    Опаснейшая фигура высшего пилотажа, во время выполнения которой велика вероятность остановки двигателей. Выполняя "Колокол", самолет круто набирает высоту, после чего проходит нулевую скорость. Затем падает с поворотом корпуса и пикирует вниз. Фигура больше подходит для спортивных машин, но отечественными пилотами она была перенесена на военные самолеты - Су-27 и МиГ-29. На втором из них "колокол" был впервые показан публике в 1988 году в Фарнборо.

    Впервые выполнил: майор Анатолий Квочур. Герой Российской Федерации и заслуженный летчик-испытатель СССР. Начал службу пилотом в 1973 году. Через год после выполнения первого "колокола" избежал гибели на авиасалоне в Ле Бурже: успел катапультироваться из разбившегося МиГ-29.

     "Колокол" в исполнении "Русских Витязей"

    "Суперавтопилот"

    Этот прорыв не относится не фигурам как таковым. Он скорее придал им новую яркую "изюминку". 19 июня 2003 года на аэродроме в Жуковском в воздух поднялся Су-27, чтобы выполнить все ключевые фигуры высшего пилотажа и благополучно приземлиться. Уникальным этот полет стал по одной очень веской причине - до этого момента комплекс фигур не выполнялся в автоматическом режиме.

    Впервые выполнил: летчик-испытатель Александр Павлов. Уроженец Жуковского, сын заслуженного летчика-испытателя СССР Валерия Павлова - в его призвании не могло быть сомнений. За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, получил звание Героя Российской Федерации в 2006 году.

    Поделиться