Новости

09.09.2013 00:35
Рубрика: В мире
Проект: Интернет

За рулем авто - компьютер

Шведские машины научились сами реагировать на любые препятствия
Умными домами в Швеции уже никого не удивишь. В этом году на пике моды многофункциональные гаджеты. Высокотехнологичные помощники готовы управлять автомобилем вместо человека и ухаживать за пожилыми людьми. Похоже, что высоким технологиям шведы доверяют больше, чем самим себе.

Пару лет назад правительство Швеции выделило 500 миллионов долларов для того, чтобы ученые разработали технологию для улучшения качества жизни людей старше 65 лет. И результат превзошел ожидания. Министерство здравоохранения не нарадуется на изобретение Стефана фон Рампа - робота "Жирафф". Внешне этот гаджет ничуть не похож на человека. Это, скорее, трюмо на колесиках, только вместо зеркала у него компьютерный монитор. "Жирафф" создавался для того, чтобы пожилой человек, не выходя из дома, в любой момент мог связаться со своими родственниками или врачами. Кроме того, робот постоянно поддерживает связь с операторами, которые готовы круглосуточно отвечать на вызовы. Если владельцу гаджета нужно приобрести лекарства или требуется помощь по дому, то диспетчер сразу же перенаправит вызов дистанционным сиделкам, которые и выполнят все поручения.

Принцип работы гаджета основан на популярных компьютерных программах видеосвязи. Единственное, что необходимо для работы "Жираффа", подключение к Интернету. К слову, для Швеции, где у 91 процента жителей есть домашний Интернет - это не проблема.

Цена такого робота пока составляет две тысячи долларов. Однако даже такая стоимость почти в три раза меньше, чем содержание одного пенсионера в доме престарелых. Так что "Жирафф" сулит шведскому минздраву неплохие бюджетные сбережения. К тому же создатели гаджета рассчитывают, что благодаря высокому темпу развития технологий уже в ближайшее время удастся поставить производство "Жираффов" на конвейер и снизить его стоимость.

Кстати

Еще один новаторский проект шведов - это беспилотные автомобили, которые месяц назад с успехом прошли очередное испытание. Несмотря на то что шведские машины уже считаются самыми безопасными в мире, скандинавы не перестают разрабатывать технологии, чтобы еще больше снизить аварийность на дорогах. Для этого они решили передать руководство машиной компьютеру. Беспилотный автомобиль "начинили" самыми передовыми технологиями. Бортовой компьютер способен самостоятельно обнаруживать на дорогах пешеходов, другие автомобили и даже повреждения на дорожном покрытии. Машина сама выбирает, как ей реагировать на все препятствия. Приятным сюрпризом для шведских автолюбителей станет и способность авто самостоятельно парковаться, причем водителю вовсе не обязательно находиться в этот момент за рулем. Отдать команду "припарковаться" можно будет прямо со смартфона или планшетного компьютера. На дорогах Швеции такие автомобили появятся уже в следующем году.

Ветер в голове

Текст: Анна Розэ (Берлин)
После аварии на японской АЭС Германия взяла курс на отказ от атомной энергии. Главным возобновляемым источником энергии в стране стал ветер.

Уже существующие парки ветряных электростанций стали интенсивно расширяться. Однако вскрылись и проблемы - невозможность накопления такой энергии и недостаток линий электропередачи для поставки ее потребителям. Разумным способом переждать время, пока наука решит и эти проблемы, стало эффективное энергохозяйствование. Поэтому в Германии уже запущена государственная программа "Энергоэффективный дом", которой воспользовалась и семья моих знакомых.

Вольфганг и Наташа построили свой дом в Баварии за два года до катастрофы в Фукусиме. Друзья и соседи приходили на экскурсию, чтобы подивиться новому чуду техники - воздушному тепловому насосу. В широком подвале молодой семьи стояли два агрегата, которые обещали нулевые затраты на подогрев воды. С гордостью супруги показывали заложенные в комнатах строящегося дома пластиковые шланги для напольного отопления. Вольфганг разъяснял, что при начальных затратах в размере нескольких тысяч евро позднее дом вообще не будет нуждаться в газе или топливном масле. Конечно, для работы насоса, который подогревает воду за счет конденсации простого воздуха, нужна электроэнергия. Однако в общем зачете затраты на отопление дома намного меньше, чем при использовании минеральных носителей.

Теперь подобное уже не в диковинку. Технологии будущего - добыча энергии из воды, воздуха, путем теплотермии и солнечных лучей буквально вошли в каждую семью. Большинство инвесторов строит таунхаусы или небольшие многоквартирные дома с набором высокоэффективных преобразователей солнечной и воздушной энергии. При ощутимых начальных затратах в течение жизни их владельцам будет гарантирована значительная экономия средств на подогрев воды и электроэнергию. Кроме того, теперь новые дома строятся только по строжайшим предписаниям теплоизоляции - их внешние стены покрываются специально разработанным сохраняющим тепло материалом.

Пересядут на капсулы

Каждый раз, когда президент США Барак Обама выступает с речью "О положении в стране", речь неизменно заходит о повышении конкурентоспособности американской экономики через масштабные инвестиции в инновации и энергоэффективность.

По версии Обамы, "светлое американское будущее" главным образом будет заключаться в том, что уже к 2035 году 80 процентов всей электроэнергии в Америке должно вырабатываться с применением "чистых технологий". К ним президент США относит в первую очередь энергию ветра и солнца.

Альтернативные энергетические технологии смогут не только снизить зависимость страны от традиционных источников энергии - углеводородов, но и притормозят процесс изменения климата, а также "потянут" за собой развитие других отраслей экономики, уверен американский лидер.

По данным минэнерго США, за первые четыре года президентства Обамы производство электроэнергии в стране из возобновляемых источников выросло в два раза и сегодня с помощью "зеленых технологий" производится уже 13,2 процента от всей потребляемой американцами энергии. Только ветряная электроиндустрия США, где трудится больше 80 тысяч человек, произвела к концу прошлого года 60 гигаватт электроэнергии.

Символично, что переводить Америку на потребление "чистой энергии" Барак Обама фактически начал с себя, распорядившись еще в 2010 году установить дополнительные солнечные панели и солнечные водонагреватели в Белом доме. Любопытно, что вода нагревается именно солнцем уже в более чем полутора миллионах американских домов. Между тем в пустынях Невады, Аризоны, Калифорнии и других штатов построены или полным ходом идет строительство гигантских солнечных электростанций.

Сегодня в США "зеленые технологии" производят уже 13,2 процента всей потребляемой энергии

Другим "коньком" нынешних американских властей является инициатива в области энергоэффективности. Так, Белый дом рассчитывает, что в ближайшие 20 лет США в два раза снизят расход электроэнергии в частных домах и офисах. Начав массовое строительство "умных домов", которые будут "завязаны" на минимальное потребление альтернативной электроэнергии, в Америке предполагают сэкономить на энергопотерях больше 200 миллиардов долларов к 2030 году.

Кроме того, по дорогам США уже к 2015 году должно колесить не менее миллиона электромобилей. За последние годы, практически с нуля, в Америке развились и в прямом смысле стали на ноги новые автомобильные компании, например высокотехнологичная Tesla, которая производит исключительно автомобили на электротяге. Тем временем по всей территории США полным ходом идут работы по строительству сети современных станций для подзарядки электромобилей. Если на данный момент по всей Америке работают не более двух сотен таких заправок, то уже через пару лет их число должно вырасти в пять раз.

Хватает в США и футуристических проектов в области общественного транспорта. В частности, американский миллиардер Элон Маск на днях опубликовал детали и дизайн скоростной линии, которая в будущем соединит Лос-Анджелес и Сан-Франциско. По данным газеты "Лос-Анджелес таймс", прототип скоростной капсулы, предложенной бизнесменом, сможет развивать невероятную скорость в 1200 километров в час и будет доставлять пассажиров из "города ангелов" в "город свободных нравов" за 30 минут.

Сообщается, что капсула, которая будет перемещаться по специально построенной трубе, сможет брать на борт 28 пассажиров и небольшое количество багажа. При этом цена билета на практически сверхзвуковую поездку не превысит 20 долларов.

Восемь секунд на разгон

Португальцы стали пионерами среди государств Евросоюза в деле сооружения в крупных городах заправочных станций, на которых владельцы электромобилей могут заряжать аккумуляторы своих авто.

Первыми на эти заправки приехали восемь тестовых полицейских электромобилей британского производства. В обозримом будущем правительство Португалии планирует полностью заменить на электромобили автопарк полиции, который насчитывает около пяти тысяч авто.

Не отстает от полиции и португальская почта. Она оснащает свои отделения по всей стране электровелосипедами, произведенными в Португалии, в рамках инициативы по экологически чистой доставке отправлений. С начала мая этого года почтовое ведомство уже приобрело более 200 служебных двухколесных средств передвижения, большей частью на электрической тяге.

Португальские почтовики подчеркивают, что тем самым они "заботятся об окружающей среде не только на словах и не зря занимают шестую строчку в мировом рейтинге почтовых операторов, имеющих наименьшие показатели по вредным выбросам в атмосферу". Несмотря на острый финансовый голод, поразивший страну, мэрия Лиссабона совместно с Португальской федерацией такси и Национальной транспортной ассоциацией подписали совместный протокол о закупке электромобилей для обновления городского таксопарка. Фирмам-перевозчикам будет выделено порядка 60 тысяч евро на частичную оплату покупки в общей сложности 20 авто на электрической тяге в рамках пилотного проекта и проведение исследований о снижении ущерба общей экологической обстановке в городе.

Между тем

На волне вспыхнувшего интереса к электромобилям в Лиссабонском техническом университете был разработан собственный электрокар Veeco RT. По сути это трицикл, оснащенный двумя передними колесами и одним ведущим задним. Но здесь привлекают технические особенности, при которых аппарат может ехать с максимальной скоростью 160 километров в час, и ему достаточно восьми секунд, чтобы разогнаться до сотни. Пока доля электромобилей на дорогах Португалии, да и Европы в целом очень мала, и соответствующая инфраструктура находится в стадии зарождения.

Ключи от песков

Город-утопия уже существует. Он называется Масдар (источник, ключ - по-арабски) и располагается по соседству с аэропортом Абу-Даби, в песках пустыни Руб-эль-Хали.

Идея построить самый чистый город мира родилась в 2006 году в крупнейшей инвестиционной компании Эмиратов Mubadala. Тогда страны Персидского залива, включая ОАЭ, уже прочно обосновались на первых местах рейтинга самых экологически неблагополучных стран. Имидж нужно было корректировать. Да и деньги до финансового кризиса шейхи выделяли на любой проект с приставкой "самый" без раздумий. Стоимость возведения Масдара тогда оценили в 22 миллиарда долларов.

По сравнению с суммами, которые соседи-катарцы тратят на европейские футбольные клубы, это почти ничего. Зато можно сказать новое слово в архитектуре и построить первый город с нулевым уровнем вредных выбросов и отходов. Биологические отходы используют для создания удобрений. Другие будут сжигать и получать из этого энергию. Промышленные отходы вроде пластика и металла - перерабатывать.

22 миллиарда долларов выделили на строительство самого чистого города на планете

Еще одна новация Масдара - отсутствие автодорог и машин. До города можно доехать по шоссе. Но по самому Масдару извольте передвигаться на "кибертакси". Частично их даже успели запустить. Выглядит это как небольшая кабинка на 3-5 человек вроде московского монорельса и двигается с не очень высокой скоростью. Зато можно зайти, выбрать нужный пункт назначения и ненадолго расслабиться, пока такси само тебя туда доставит. Изначально планировалось, что, помимо "кибертакси" в качестве общественного транспорта, будут и кабинки поменьше - для частных лиц. Но в 2010 году строительство для них инфраструктуры и последующую эксплуатацию посчитали слишком дорогой. Поэтому вместо них в Масдаре появятся электрокары или автобусы.

Весь Масдар сверху прикроют затейливыми ажурными конструкциями, которые будут создавать искусственную тень и спасать от горячего арабского солнца. Огромных пустых пространств не будет. Везде разобьют фонтаны, проложат каналы и посадят деревья. Город полностью огородят стеной, которая не допустит внутрь горячие ветра из пустыни.

Строительство началось в 2009 году. Для него используют материалы из переработанных отходов. Но идет строительство медленно. Пока в него заехал только Масдарский институт науки и технологий. Его соседями в будущем должны стать компании, специализирующиеся на "чистых технологиях". Ожидается, что в городе будут проживать 45-50 тысяч человек. Но произойдет это не раньше 2023 года.

В мире Европа Швеция В мире Европа Португалия В мире Европа Германия В мире США В мире Ближний Восток ОАЭ Гаджеты Роботы: настоящее и будущее РГ-Видео А как у них?
Добавьте RG.RU 
в избранные источники