Убийство произошло приблизительно в 8.30 утра в Старом поселке столицы Абхазии. Там Дмитрий Вишернев жил вместе с женой на съемной квартире на улице Нанадзе. Российский дипломат вышел из дома, собираясь поехать на работу. Это было его ежедневное расписание в будние дни: поездка до консульства, расположенного в центре Сухума, занимала у него приблизительно 10-15 минут. И тот, кто планировал убийство, не мог не знать, что вице-консул обычно выходит из дома около 8.30 утра, после чего направляется в гараж, чтобы забрать машину.
Вишернев открыл гараж, завел машину. В тот момент, когда он выезжал из бокса, по автомобилю был открыт огонь. Дмитрий Вишернев погиб на месте. Его жена была госпитализирована в тяжелом состоянии и прооперирована в республиканской больнице в Сухуме. Дело взял под личный контроль президент республики Александр Анкваб, который поручил руководителям силовых структур задействовать все силы для раскрытия убийства. К расследованию также будут подключены эксперты из российских спецслужб.
Как выяснила "РГ", ранее Дмитрий Вишернев трудился в Белоруссии. В командировке в Сухуме он находился с 2009 года. Посол РФ в Абхазии Семён Григорьев назвал погибшего коллегу "молодым, талантливым дипломатом с большим, несмотря на возраст, опытом консульской работы". В Сухуме нет дома для проживания дипкорпуса, само посольство находится в стадии строительства. Российские дипломаты, которых в Абхазии трудится около 10 человек, размещаются на съемных квартирах.
Вишерневы жили на первом этаже многоэтажного дома на окраине города. Это типовой район из советского прошлого с находящимися рядом старыми, изъеденными ржавчиной гаражами, один из которых, как и квартиру, снимал дипломат. Окна в некоторых домах по соседству заклеены пленкой: Абхазия до сих пор оправляется от тяжелейших ран, нанесенных войной 20-летней давности.
Источник "РГ", хорошо знакомый с ситуацией в Абхазии, назвал произошедшее "из ряда вон выходящим событием, которое может иметь далеко идущие последствия". По мнению собеседника, нельзя исключать двух обстоятельств: политической провокации и убийства по профессиональным мотивам. В пользу первого говорит то, что убийство произошло в пятилетнюю годовщину установления дипломатических отношений между Москвой и Сухумом. К тому же, Абхазия - это не Ирак или Афганистан, где иностранные дипломаты ежедневно рискуют жизнью, а дружественная России республика, где к российским гражданам жители испытывают крайне уважительное отношение. Вдобавок, убийство гостя, приехавшего на Кавказ с добрыми намерениями, в любом из мест этого региона издавна расценивается не иначе как кощунство.
Сам факт жестокого и циничного расстрела дипломата с супругой практически не имеет аналогов в современной мировой практике. Тем более что позже выяснилось: супругов планировали не просто расстрелять, а хотели подорвать. Однако радиофицированное взрывное устройство, которое убийцы планировали активизировать через сигнал мобильной связи, не сработало. Было оно пока неустановленного, вероятнее всего, иностранного производства.
Теперь о втором обстоятельстве. По роду деятельности именно консульским работникам приходится выслушивать "огонь критики" от тех лиц в стране пребывания, кто по каким-либо причинам не получил российскую визу. Не секрет, что вырваться на заработки в Россию, имея на руках российский паспорт - легальное основание для работы в нашей стране, мечтают многие молодые абхазцы. Некоторые из них, прямо скажем, далеко не ангелы, попадаются люди с криминальным прошлым, которым въезд в Россию заказан. Как объяснили "РГ", откажешь один раз таким горячим парням - обидятся, второй раз - "намекнут по-хорошему", а в третий… Заметим в этой связи, что несколько месяцев назад неизвестные преступники ограбили съемную квартиру Виршеневых, похитив ценности и документы.
Кто мог расправиться с сотрудником российского посольства, выяснит следствие: для Сухума теперь дело чести - раскрыть это преступление. Именно следствию предстоит установить, была ли это провокация с политическим подтекстом сил, не заинтересованных в укреплении дружественных российско-абхазских отношений, или же, как говорится, "в семье не без урода".
Тем временем
"МИД Абхазии расценивает происшедшее как действие, направленное на подрыв стратегических и братских российско-абхазских отношений, как провокацию, рассчитанную на различные, включая политические, последствия. В Абхазии глубоко потрясены случившимся. Злодейское убийство российского дипломата - наша общая трагедия. Отношения с РФ, с российским народом - абсолютная ценность для нашего народа. Те, кто замыслил и совершил это ужасное преступление, являются врагами народа Абхазии и будущего нашей страны", - говорится в заявлении МИД Абхазии.