В тюрьмах хотят создать "научные отряды" осужденных

Тюремное ведомство рассматривает предложение создать своего рода "научные отряды" из осужденных, поступивших во время отсидки в институты. С такой инициативой вышли представители гражданских вузов, сотрудничающих с Федеральной службой исполнения наказаний. Идея обсуждается.

Более того, вузовские профессора предлагают даже открыть в разумных пределах для арестантов-студентов Интернет, чтобы они могли черпать оттуда разумное. Возможно, хорошее образование поможет заключенному порвать с прежней жизнью и найти свое место на воле. "Сегодня положение в пенитенциарной системе может перерасти в национальное бедствие: наказание ставит человека-преступника вне общества, а лишенный свободы человек-гражданин когда-нибудь вернется обратно в него", сказал "РГ" проректор Московского института экономики, политики и права, внедряющего программы дистанционного образования арестантов, Илья Тарасов.

В былые годы считалось, что исправить человека за решеткой может только труд. Ставка не сработала. Теперь решено зайти с другой стороны: интеллектуальной. Может, все-таки не труд, а просвещение делают человека человеком? Поэтому для арестантов открываются двери вузов. Образование, естественно, дистанционное. Освободившись из колоний, студенты-арестанты по личному заявлению и при предъявлении справки об освобождении переводятся в обычную группу студентов в институте.

Некоторые осужденные уже подумывают об аспирантуре, чтобы сменить преступную карьеру на научную

А чтобы сделать процесс более эффективным, вуз выступил с достаточно неожиданными предложениями. "Необходимо ввести возможность содержать осужденных, участвующих в образовательном процессе, совместно в одном отряде, - полагает Илья Тарасов, - тем самым обеспечить их возможностью общения и помощи друг другу для создания добрых отношений, которым чужд дух нездорового сотрудничества, пренебрежительного взгляда на окружающих". Также вуз просит предоставлять студентам-арестантам больше времени для самоподготовки в библиотеках и компьютерных классах. Конечно, свободный доступ в Интернет арестантам запрещен. Однако преподаватели вузов предлагают в разумных пределах разрешить вход в Сеть для изучения учебных материалов. Это вполне можно делать, считают профессора, и под надзором граждан начальников. Кроме того, предлагается в каждой колонии назначить сотрудника, ответственного за обучение студентов-осужденных. Кстати, сотрудники колоний, помогающие осужденным учиться, могут на полставки оформляться дистанционными преподавателями в вуз. По словам экспертов, государство сегодня активно поддерживает образовательные программы по обучению арестантов. Зато сами осужденные порой не стремятся садиться за парты, потому что не доверяют или вообще ни во что уже не верят.

"Недоверие возникает и по причине того, что к самому освободившемуся осужденному относятся скептически, - говорит Илья Тарасов. - Образование, полученное им в местах лишения свободы, очень часто не имеет объективной ценности и возможности его применения, и общество видит в гражданине лишь бесполезного "преступника-уголовника". Переломить стереотипы призывает ресоциализация образованием". По словам представителей общественности, успешная учеба в вузе может стать для арестанта важным плюсом в так называемой системе "социальных лифтов", которую развивает тюремное ведомство. Тот, кто движется вверх, получает более мягкие условия и надежду на условно-досрочное освобождение.

Заключаются и соглашения с различными организациями о трудоустройстве арестантов-выпускников после освобождения. Как показывает практика, знания действительно сила. Студенты-осужденные, по рассказам специалистов, становятся более дисциплинированными и менее раздражительными в стрессовых ситуациях, у них расширяется круг интересов, появляются нормальные мысли о жизни.

Досье

По данным ФСИН, всего в уголовно-исправительной системе по программам среднего и высшего профессионального образования на сегодняшний день обучается более трех тысяч студентов-осужденных. Вот что пишут в вузы арестанты, желающие учиться. Осужденный Н. из ИК-10 п. Всесвятская Пермского края желает обучаться на юридическом факультете: "Меня всегда интересовало, и немного я знаю, как устроена правовая система страны. Обучаться у вас для меня было бы большой честью...".

Осужденный К. из ИК-3 г. Томск пишет: "В наше время для того, чтобы в обществе найти свое место и заниматься делом, которое приносило не только моральное удовлетворение, но и пользу обществу, высшее образование необходимо".

Осужденный О. из ИК-3 п. Октябрьский Рязанской области имеет твердое намерение получить степень кандидата юридических наук, пройдя заочное обучение в аспирантуре.