"РГ" публикует список 5 главных музыкальных проектов Егора Летова

10 сентября Игорю (Егору) Федоровичу Летову могло исполниться 49 лет. Его вклад в отечественную (а если разобраться - и в мировую) музыкальную (а если разобраться - и не только) культуру переоценить очень сложно.

А вот недооценить - запросто, что обычно и происходит. Беспощадный вклад в такое положение вещей ежедневно делают "молодые (и немолодые тоже) музыканты", распевающие под сбивчивый бой расстроенных гитар в переходах и на улицах два с половиной "хита" "Гражданской обороны" - в интервью Летов неоднократно пытался отмежеваться от подобных ассоциаций, но массовые стереотипы перебороть, как известно, не так просто. Впрочем, слушатели Летова и без всяких интервью прекрасно понимали, насколько такая публика далека от того, о чем и для кого он пел. Достаточно просто ознакомиться со списком экспериментальных проектов, в которых Игорь Федорович принимал участие, чтобы понять, насколько пестро и богато его наследие. Сайт "РГ" решил вспомнить несколько ключевых музыкальных проектов, к которым имел прямое отношение Егор Летов (а всего их было почти два десятка).

1. "Посев". Первая группа Летова, просуществовавшая с 1982 по 1985 год и ставшая впоследствии основой для создания всем известной "Гражданской Обороны". Записи этого коллектива найти даже сегодня, когда поиск музыки почти на любой вкус максимально упрощен, не всегда легко. Наиболее доступные из них находятся на одноименном сборнике, записанном уже во времена "ГО" - в 1989 году, когда Летов с другим экс-участником "Посева" Кузей Уо решили вспомнить о своей первой рок-группе. Альбом, выдержанный в стиле ранней "Обороны" и обладающий особенно сырым и жестким звуком, содержит ряд песен, которые уже были известны по первым альбомам "ГО" - "Поганая молодежь", "Я выдуман напрочь" и другие, были и те, которые можно услышать только на этой записи. Интересно, что знаменитая песня "Снаружи всех измерений", ставшая одной из самых запоминающихся песен последнего альбома "Гражданской Обороны" "Зачем снятся сны?", была написана, по рассказу Летова, еще во времена "Посева". После смерти Летова многие стали слышать ее едва ли не как "прощальную".

 

 

2. "Гражданская Оборона". Эта группа, конечно, в особых представлениях не нуждается. Но кто помнит и знает о том, чем на самом деле она была? На самом деле создается впечатление, что не все люди, имевшие к ней отношение, смогли бы дать на этот вопрос внятный ответ. Несколько раз распадавшаяся, сменившая множество музыкантов, менявшая музыкальную составляющую (от суперагрессивного и сверхпримитивного анархо-панка до бездонной психоделики и плотного гаражного рока, от задумчивого пост-панка до нойзового безумия), неизменно отражавшая постоянные изменения в сознании и состоянии Летова (последние три альбома в этой связи особенно показательны) и окружающих его талантливых людей - "Гражданская Оборона", безусловно, стала самым масштабным, ярким и влиятельным (и самым много еще каким) явлением отечественного андеграунда, каковым оставалась до самой смерти человека, без которого ее существование было невозможным.

 

 

3. "Коммунизм". Люди, любящие порассуждать о величии и разнообразии западной или японской экспериментальной музыки и о бездарности, вторичности, скудности и безблагодатности отечественного авангарда, конечно, просто не достойны того, чтобы с ними спорить. И, разумеется, не только потому, что они, скорее всего, не слышали записей проекта "Коммунизм". Но и поэтому тоже. Концептуальный нойз - такой, какого не было не только в Советском Союзе в то время, но нет до сих пор и нигде, почти театральные абсурдистские зарисовки (недаром известна - и вполне очевидна - любовь Летова к Хармсу, Введенскому и компании), звуковые коллажи, щемящие самодельные "народные" песни, традиционная озверевшая панк-удаль - здесь Летов вместе со своими ближайшими соратниками разгулялись особенно широко… Кстати, оставшиеся в живых участники время от времени выступают и в наши дни - без Летова этот проект, конечно, не совсем полноценен, но и состав, который им удалось собрать - Кузя Уо, Манагер, Андрюшкин, Джефф - способен разорвать узкие шаблоны своих современников.

 

 

4. "ЕиО". Проект, полное название которого мы здесь из понятных соображений приводить не будем, был своего рода "альтер-ГО". Многие - и небезосновательно - считают, что при выходе двух из трех его альбомов Летов "прыгнул выше головы" (в контексте жутких образов "Прыг-Скока" это звучит особенно зловеще). Третий альбом, разноцветно-нойзовая и пересекающаяся с "Коммунизмом" "Психоделия Tomorrow", изданный как пластинка группы "О." (небезызвестный Сергей Бугаев в одной из культовых радиопередач как-то остроумно заметил, что такие сокращения подобны именованию ансамбля The Beatles группой "Б.", но тут уж ничего не поделаешь), тоже достоин самого пристального внимания. А "Прыг-Скок" и "Сто Лет Одиночества" - два абсолютных шедевра, порожденных тяжелыми опытами Летова над самим собой посредством радикальных практик. Все это описано и им самим, и рядом массой заинтересованных исследователей. Прикасаться к этим альбомом нужно с особенной осторожностью. Мало не покажется.

 

 

5. "Цыганята и Я с Ильича". Еще один инструмент Летова, Уо и Манагера для "срывания крыши" у истосковавшихся по авангарду искателей. Пощады ждать не приходится. Командовал этим парадом не Летов, а Манагер, желавший показать всем - как надо на самом деле писать песни (и показал) и стремившийся вводить попеременно слушателя то в ступор, то в шок (и вводит до сих пор). Еще бы Летов в таком не участвовал!