Новым членом МОК стал президент Национального олимпийского комитета России Александр Жуков. Голоса отдали 63 члена МОК из 92, имевших право участвовать в голосовании. Александр Жуков - четвертый член МОК от России. Одним из дуайенов этой организации является Виталий Смирнов. Вслед за ним членами МОК были избраны Шамиль Тарпищев и Александр Попов.
Неудивительно, что одна из наиболее спортивных держав мира получила в МОК такое солидное представительство. Впервые Олимпийские игры прошли в Москве в 1980 году. Через 149 дней придет и черед зимних Олимпийских игр в Сочи. В последние годы в России проводится все больше крупнейших спортивных состязаний. И, как признание этого, приятное увеличение российского представительства в МОКе.
Помимо Жукова МОК пополнили еще восемь новых членов. Пожалуй, самый известный из них это прыгун в высоту из Швеции, олимпийский чемпион Стефан Хольм.
Широк был и выбор кандидатов в президенты МОК - шесть претендентов, а президент Томас Бах избран уже во втором туре. Знакомые с несколько консервативной кухней МОК не сомневались: главную спортивную организацию мира возглавит именно он.
Кто же такой Томас Бах? На недавних неторопливых посиделках в Сочи Бах, сидя за одним столом с нами, признался, что никогда бы не стал не только олимпийским чемпионом, вообще бы ни кем, если бы не тренер. В маленьком городке, где он родился, выбор у мальчишек был небогатый. Или болтаться по улицам или записаться в школу фехтования, куда принимали всех, кто хотел стать настоящим спортсменом. Бах мечтал о футболе, но в городишке с этим было не развернуться. И, побегав по улицам, Томас понял: нет, лучше в фехтовальщики.
Успехи пришли не сразу. Пусть и широкоплечему и крепкому, но не слишком высокому пареньку потребовалось много времени, а еще больше упорства, чтобы стать 23-х кратным чемпионом страны и войти в сборную ФРГ по фехтованию на рапирах. На международной арене он мало что выиграл в личном первенстве. А вот в команде рапиристов стал чемпионом Олимпийских игр в Монреале, победителем мировых первенств.
Почему-то мне кажется, что из Баха получился бы хороший футболист. По крайней мере, его тяга к этой игре и понимание ее поразительны. В ответ на мое удивление, тогдашний вице-президент МОК признался, что уже и не помнит, когда не приезжал на финалы крупнейших мировых и европейских турниров.
Фамилии - правильно произносимые - футболистов, включая российских, отскакивали от него будто стоявшие на нашем столе орешки.
Обычно люди, добравшиеся до таких как Бах высот, не обязательно олимпийских, предпочитают больше говорить, чем слушать. Президент МОК Германии - исключение. Случайно зашел разговор о Чернобыле, и, узнав о моем в нем пребывании в самые горячие моменты, Бах заинтересовался подробностями. Мне-то были интереснее как раз иные детали - олимпийские.
Но собеседник попросил, и пришлось рассказывать. Томас Бах слушал не перебивая, а потом еще и поблагодарил. Встретились через месяца полтора на сессии МОК в Лозанне, Бах подошел и признался, что тот наш разговор о Чернобыле ему запомнился. Я еще раз удивился. Обычно фигуры такого калибра к журналистам сами не подходят, да и сколько им всего рассказывают.
Один из наиболее уважаемых членов МОК, в чьей правдивости я не сомневаюсь, поведал мне интереснейшую историю. На Играх-2008 президент США Буш-младший немало времени проводил в VIP-ложе пекинского стадиона. Сидевший в тот же ложе вице-президент Бах чем-то не понравился его охране. И здоровенные телохранители попросили немца удалиться. Казалось бы незначительный, хотя и очень неприятный эпизод. А в 2009-м году при выборе столицы летних Олимпийских игр-2016 в Копенгагене президент Обама с супругой Мишель азартно агитировали за Чикаго. Улетели на вертолете, не дождавшись тайного голосования, а Чикаго "вылетел" уже в первом туре.
Маленькие эпизоды, бывает складываются для членов МОК в большие полотна. Казалось бы? МОК сейчас пребывает в полном спокойствии и достатке - вот до кого не добрался финансовый кризис. И, тем не менее, денежные потоки сосредоточены сегодня не в привычных Европе или Штатах. Они сместились в направлении богатых арабских стран. Об этом заявил и один из соперников Баха швейцарец Денис Освальд. И даже обвинил конкурента в том, что выборную кампанию немца поддерживал кувейтский шейх Ахмад Аль-Фахал- Аль Сабах, глава Ассоциации национальных олимпийских комитетов. За что немедленно получил замечание от комиссии МОК по этике. Но суть не совсем в этом: никто не поспорит, что сейчас спорт высших достижений поражен серьезными недугами. Допинг, договорные матчи, сплошная коммерциализация разрушают олимпизм. Это знали и при уходящем президенте Рогге. А решать все накопившиеся проблемы предстоит Баху. Не очень понятно, кого призовет он для этого в новую команду. Может, тех же арабских шейхов или энергичных и более молодых, однако уже испытанных бойцов типа Сергея Бубки.