Не получилось на самом деле и "интересных выборов", которые ожидали либеральные политики, использующие Навального в своей борьбе с Путиным за власть в России. Более пяти с половиной миллионов москвичей, которые не пришли на выборы 8 сентября, проявили не только равнодушие к политической судьбе исполняющего обязанности мэра Москвы, но и отсутствие какого-либо интереса к его главному оппоненту. И прежде всего потому, что на самом деле Навальный как личность и политик не представлял для них никакого интереса. 27% от пришедших на выборы 8 сентября - это около 600 тысяч человек. Это значительно меньше, чем Прохоров получил в Москве на президентских выборах в марте 2012 года.
Это много по арифметике протестных митингов и демонстраций. Это много для реализации технологий "цветных" революций для организации очередного прорыва на Кремль. Но это несущественно и незначительно с национальной и даже политической точки зрения. Обратите внимание, в День единого голосования в подавляющем большинстве случаев на выборах губернаторов и мэров в России победили представители "Единой России" с явным, огромным преимуществом.
Далее. Учтите, как и любое протестное голосование, данный результат имеет ситуационный характер, отражает специфические настроения протестного населения Москвы в данный момент. Совсем не следует, что все те, кто вчера проголосовал за Навального, т.е. не более 7% избирателей Москвы, поддерживает идеологию и цели либеральной оппозиции, которая выдвинула его кандидатом в мэры Москвы. Не забывайте, сюда, в эти 600 тысяч, которые голосовали за Навального, вошли и те, кто голосует за оппозиционную партию еще и потому, что в списках для голосования убрали графу "против всех".
Выборы 8 сентября в Москве, на мой взгляд, не излечили нас от вредной и опасной привычки превращать свободные выборы в очередную революцию, подменять диалог о возможных путях развития страны борьбой с "существующим режимом". Свободные выборы президента РСФСР в июне 1991 года привели не только к антикоммунистической революции, но и к распаду СССР. Сегодня свободные выборы в Москве были использованы для дискредитации курса Путина на национализацию новой России. К сожалению, до сих пор в основе нашей русской демократии лежит не столько потребность созидания, сколько так и не удовлетворенная до конца русская жажда потрясений. Понятие перемены для нас обязательно означает разрушение того, что есть.
Сегодня Навальный используется прежде всего для консолидации протестного электората, для разжигания антивластных, антипутинских настроений, для стимулирования и без того сильного традиционного русского недоверия к власти, к тому, что говорит и делает власть. Тем более учтите (и эта психологическая особенность русского человека играет огромную политическую роль в жизни страны), русский человек не умеет ценить то, что имеет, те блага жизни, которыми он пользуется, никогда не думает о том, что "перемены", которых он так жаждет, могут привести не к лучшему, а к худшему.
Нетрудно было предвидеть, что Навальный в силу своего имиджа непримиримого борца с системой, тем более, в конечном счете, обреченный на поражение, даже если бы был второй тур, никогда и ни при каких условиях не признает легитимной победу своего основного конкурента. Что и произошло. Нетрудно было предвидеть, что после выборов Навальный призовет свой электорат к митингам со всеми непредсказуемыми последствиями. Участие Навального в выборах мэра было лишь продолжением все той же технологии "цветных" революций, которая потерпела неудачу на Болотной в мае 2012 года.
Что же делать? С одной стороны, очевидно, что невозможно сохранить стабильность в стране без демократизации сложившейся в нулевые по объективным причинам и в соответствии с нашей Конституцией вертикали власти. Начатые реформы сложившейся в нулевые политической системы необходимо продолжить. А с другой стороны, надо принимать во внимание то, что произошло и происходит сегодня в стране после московских выборов, принимать во внимание, что системная оппозиция, политики из подполья, как Навальный, никогда и ни при каких условиях не признают выборы, в которых они участвуют, легитимными и честными. Надо учитывать и то, что либеральная оппозиция довольно успешно использует выборные процедуры для стимулирования конфликтных настроений, для пропаганды насилия, дестабилизации обстановки в стране.
Мне думается, что все же существует объективная возможность и проводить демократические реформы в стране, и одновременно сохранять политическую стабильность. Все же, на что я уже обращал внимание, подавляющая часть населения России, особенно в провинции, продолжает голосовать за кандидатов "Единой России", которые, как действующий глава Хабаровского края Вячеслав Шпорт, на самом деле очень близки к избирателю и делают все возможное, чтобы облегчить его жизнь, тем более в беде. Для большинства населения России на сегодняшний день нет альтернативы проекту Путина, его усилиям сохранить целостность России, ее суверенитет, проводить активную социальную политику за счет более эффективного изъятия природной ренты у крупных корпораций, укреплять национальное самосознание за счет формирования уважения и к нашим историческим традициям, и к нашим духовным ценностям.
И последнее. Для того чтобы действительно укреплялась альтернативность наших выборов, необходимо их превращать в конкуренцию состоявшихся ответственных политиков, имеющих реальные способности и опыт для работы во благо своего народа, своего региона, своей страны.