По ее словам, в работе с МСБ сохраняются два основных приоритета - это создание рабочих мест в малом бизнесе и инвестиции в основные средства в бизнесе среднем. Также продолжается работа по повышению доступности кредитования для МСБ, ведомство развивает региональные гарантийные фонды. Сегодня они есть в подавляющем большинстве регионов и, по словам Ларионовой, у этих фондов "накопилась достаточная капитализация и достаточный опыт работы с банками". Сейчас процесс взаимодействия фондов с банками предстоит унифицировать и стандартизировать. Также ведомство работает над созданием системы контргарантий региональных фондов со стороны федерального гарантийного фонда. "Надеемся, что внедрение стандартов системы контргарантий позволит нам пойти на осознанное повышение уровня дефолтности региональных фондов. Хотя это задача в лучшем случае конца 2014 года, а реально - 2015 года. Сейчас уровень дефолтности держится нами в размере, который покрывается доходностью активов фонда", - сказала Ларионова. При этом она подчеркнула, что гарантийные фонды - это инструмент повышения доступности кредитов, а не их удешевления.
При этом, согласно опросу фонда "Общественное мнение", только 1% россиян считают недоступность кредитных ресурсов главным препятствием для открытия своего бизнеса. Смущают высокие ставки и жесткие условия по кредитам, а также трудности с их получением. Большинству же респондентов стать предпринимателями мешают высокие налоги (15%), отсутствие господдержки (7) и коррупция (6). Наталья Ларионова обратила внимание на то, что налоги вышли на первое место впервые за последние годы, и связано это, по ее мнению, с тем, что люди включают в понятие "налоги" все платежи, в том числе страховые взносы, которые для индивидуальных предпринимателей серьезно повысились. "Принято серьезное решение о сохранении льготной ставки для производственных и социально ориентированных компаний, это беспрецедентный шаг для минэкономразвития. Дискуссия по "налоговым каникулам", я думаю, еще продлится. Здесь, безусловно, надо прислушаться к позиции минфина, который выражает озабоченность возможным использованием этого режима для ухода от налогов", - сказала Ларионова. По словам омбудсмена по защите прав предпринимателей в сфере банковских услуг Михаила Мамуты, не зря люди обращают такое внимание на налоги. Он считает, что идею "налоговых каникул" надо развивать, чтобы "дать людям глотнуть воздуха и предоставить возможность выйти на рынок".
Участники "круглого стола" отметили, что сложности с получением кредитов чаще всего в качестве препятствия называют те, у кого бизнеса еще нет. Действующие же предприниматели редко называют этот фактор как основной - в основном среди них стартапы, которым сложно предоставить залог по кредиту. Владелец компании по производству рекламы Александр Татаринцев рассказал о своем опыте: "Я пришел в банк, спросили про залог, залога нет, так как компания занимается продакшном. Отправили в фонд региональной поддержки предпринимательства. В итоге я обошелся без кредитных денег. Уверен, что в такой ситуации многие стартаперы". Председатель Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по развитию частного предпринимательства, вице-президент ВТБ24 Надежда Карисалова считает, что начинающему предпринимателю не стоит идти в банк - для него существуют другие инструменты, а также кредиты без залогов. "Главное - чтобы у бизнеса был рынок сбыта его продукции, спрос на нее, чтобы предприниматель понимал, что он делает", - убеждена она. Для этого, по ее словам, предприниматели должны "закрывать" ниши, которые пока свободны. Она привела в пример Ульяновскую область, где обнаружился недостаток парикмахерских. "С таким клиентом и банку интересно работать. Кроме того, предприниматель должен четко знать, сколько и на что ему нужно. Когда заемщик говорит банку "сколько дадите?", он не понимает, как он будет развиваться на кредитные ресурсы", - сказала Карисалова. Михаил Мамута добавил, что надо разделять потребности микробизнеса, малого и среднего бизнеса. Для первого, по его словам, существуют "кредитные фабрики", а проблема залога возникает у того, кто стоит на стыке малого бизнеса и среднего и нуждается в "длинных деньгах" на развитие инфраструктуры. На уровне системного решения по залогам помимо гарантийных фондов с 2014 года заработает система регистрации залога движимого имущества, напомнил он.
- Неправы обе стороны - банки и предприниматели друг друга не слышат, - считает председатель Комитета по финансово-кредитному обеспечению бизнеса "Деловой России" Владимир Гамза. - Фундаментальная проблема заключается в том, что российский финансовый рынок - это на 90% банки и лишь 10% все остальные - лизинговые и страховые компании, фондовый рынок и другие. При этом наши банки - это кредитно-депозитные учреждения. Во всех других странах регулирование таких учреждений еще более жесткое, чем у нас, и они никогда не выдадут кредит тем, кто не сможет его вернуть.
Эксперты подчеркнули, что банки испытывают дефицит в качественных заемщиках со стороны МСБ. Стоимость привлечения ресурсов для банков постоянно растет, хотя основным источником фондирования, особенно для региональных банков, по-прежнему остаются депозиты. По словам вице-президента Ассоциации российских банков Владимира Киевского, "кредитный романтизм" закончился и банкам надо формировать качественные кредитные портфели.
Руководитель дирекции кредитных продуктов банка "Уралсиб" Елена Курина рассказала, что заемщик в первую очередь должен иметь стабильный развивающийся бизнес и вовремя гасить свой кредит. Таких на рынке немного, признала банкир, поэтому банки конкурируют за качественных заемщиков, в том числе в скорости выдачи кредитов, предоставлении индивидуальных условий для бизнесменов, предоставлении "длинных" кредитов.
Михаил Мамута напомнил, что Россия заняла первое среди стран G20 место по координации усилий по поддержке предпринимательства. По его словам, это подтверждает, что усилия предпринимаются серьезные, однако надо понимать, что господдержка всегда ограничена -она возникает там, где у рынка не хватает собственных сил. А управляющий Московским филиалом Смоленского банка Павел Шитов высказал мнение, что государство вообще не должно поддерживать МСБ - оно должно создавать условия для его развития. "Я был во многих местах мира, в том числе там, где государства практически вообще нет. Но малый бизнес там есть, он есть везде", - сказал банкир.