10.09.2013 09:35
    Поделиться

    Жители Черноземья пожаловались на нехватку ночных автобусов

    Жители Белгорода и Липецка жалуются на то, что поздним вечером здесь практически невозможно добраться до нужного места, и приводят в пример миллионный Воронеж, где этой проблемы якобы нет. Однако и в столице Черноземья чиновникам, отвечающим за работу транспорта, необходимо решать немало насущных вопросов.

    Белгород

    Белгородские власти, решив усовершенствовать систему пассажироперевозок, закупили десятки автобусов и троллейбусов и увеличили стоимость проезда. Однако пока транспортное сообщение в городе оставляет желать лучшего. Как убедился корреспондент "РГ", примерно с 23 часов вечера шансов воспользоваться маршруткой почти нет. Отчаявшихся пассажиров быстро перехватывают "бомбилы", потому что вызвать такси в этом случае непросто: большинство диспетчеров в ответ на заказ произносит стандартную фразу: "На остановках не забираем".

    В администрации Белгорода о проблеме с общественным транспортом в ночное время не говорят. В ответ на запрос "РГ" чиновники написали, что после 23.00 в Белгороде, "согласно графику движения пассажирского транспорта", предусмотрено выполнение нескольких рейсов сразу по четырем маршрутам. Все они должны следовать по центральным улицам города до его северной части - аэропорта. Только в действительности все сложнее.

    - Мы уже двадцать минут ждем, и видели или служебные автобусы, или пустые маршрутки, которые не останавливаются, - поделились молодые люди, оказавшиеся на остановке "Энергомаш" в 23 часа. - Пешком до автовокзала далековато, а таксисты берут дорого.

    В общем-то, настоящих таксистов на остановке и нет. Зато каждые минут пять подъезжают "левые" - без шашечек и счетчиков - и предлагают "за пять секунд" доставить в "любую точку мира".

    - А автобуса можно не ждать... Садитесь, я уже домой еду, рублей за сто до автовокзала довезу, - улыбается водитель и тише добавляет: - Обычно я беру 150 рублей, так что вам повезло.

    Ситуация повторяется каждый раз. Сотрудники крупных торговых центров, их припозднившиеся посетители, работники, у которых завершилась смена - все они зачастую платят теневым такси примерно в полтора раза больше суммы, за которую работают легальные перевозчики. Просто последние на улицах не работают.

    - Нам заказов хватает, а на остановках мы редко забираем, - подтвердил один из белгородских таксистов. - Потому что нередко бывает: люди нас вызовут, а сами уедут.

    - На автобусе?

    - Да на каком автобусе?! Вон, полно наших "коллег", которые не платят налоги, - улыбается он.

    О сложившейся ситуации давно известно в муниципальном предприятии, которое занимается пассажирскими перевозками. Начальник службы эксплуатации Алексей Тихонов, поддерживая чиновников из администрации, отвечает, что вечерние рейсы должны выполняться. Он напомнил, что в городе стартовал проект "Последний автобус": четырьмя маршрутами, охватившими весь город, можно воспользоваться и после полуночи.

    - Правда, среди ночных маршрутов есть и совершенно не востребованные. Я думаю, они просто слишком длинные, и людям проще заплатить 150 рублей таксисту и доехать быстрее, - отметил специалист.

    В то же время Алексей Тихонов признает, что жалобы на общественный транспорт он слышит от горожан регулярно.

    - После 23 часов интервал движения автобусов равен 25 минутам. Некоторые не хотят столько ждать и потом жалуются, - говорит он. - Сейчас в городе идет процесс модернизации системы пассажирских перевозок. Мы направили свои предложения в администрацию. Хотим, во-первых, продлить работу транспорта примерно до половины первого ночи, а также разработать специальные "ночные маршруты". Один - радиальный - из одного конца города в другой по центральным улицам, и еще два - кольцевых. Но они должны пересекаться, чтобы человеку было удобно ими пользоваться, добираясь до дома или работы, пусть с пересадкой, но не на такси. К тому же скоро в городе заработает электронная система, которая позволит отслеживать передвижение каждого автобуса в режиме реального времени. На остановках уже есть специальные табло.

    Задумываются на предприятии и над так называемым "ночным тарифом" для общественного транспорта, однако пока увеличить стоимость проезда поздним вечером никто не решается.

    Недостаток муниципальных и коммерческих автобусов обусловлен низким пассажиропотоком в ночное время

    - В данный момент не надо этого делать, - уверен Алексей Тихонов. - Нельзя взять какую-то сумму с потолка и сказать: пусть люди платят 25 или 30 рублей за проезд. Стоимость должна быть экономически обоснована. Для этого нужно изучить пассажиропоток на отдельных маршрутах, просчитать затраты и уже тогда предлагать цифры.

    Липецк

    На то, что в вечернее время приходится подолгу ждать общественный транспорт, жалуются и липчане. И если в направлении металлургического комбината автобусы, троллейбусы и трамваи ходят более или менее исправно, то в остальные районы города после восьми вечера добраться сложно.

    В департаменте транспорта, дорог и благоустройства администрации города Липецка отмечают, что все зависит от пассажиропотока.

    - После 20.00 в Липецке пассажиров перевозят 82 автобуса, 14 троллейбусов и 14 трамваев, - прокомментировала представитель департамента транспорта, дорог и благоустройства администрации города Липецка Евгения Головатова. - С конечной остановки транспорт отправляется не позднее 12 часов ночи. Количество машин обусловлено низким пассажиропотоком в ночное время.

    По ее словам, на тех маршрутах, где людей в ночное время достаточно много, расписание ночных рейсов корректируется.

    Однако в Липецке немало районов, в которые можно добраться только коммерческими рейсами. Например, спальные, возводимые на юго-западе. Но в вечернее время маршрутки туда не ходят. Их владельцы также объясняют это низким пассажиропотоком и нерентабельностью. Зато радуются таксисты: количество заказов в новых микрорайонах в вечернее время возрастает в разы.

    В департаменте транспорта, дорог и благоустройства обещают, что новые автобусные маршруты в этих районах будут открывать по мере строительства дорог. Но как скоро это произойдет, прогнозов чиновники не дают.

    Воронеж

    В Воронеже коммерческие и муниципальные автобусы работают с 5.30 до полуночи - это закреплено графиками движения, которые утвердило профильное управление горадминистрации. После десяти вечера пассажиров становится меньше, но и стоимость проезда повышается - с 11 до 15 рублей. Как сообщили в мэрии, соблюдение графиков контролирует муниципальная "Центральная диспетчерская служба" с помощью навигационной системы. И если перевозчик не соблюдает расписание после 22.00, к нему применяют индивидуальные меры воздействия.

    Стоит отметить, что днем водители координируются еще и самостоятельно с помощью телефона, а на некоторых узловых остановках дежурят диспетчеры: они на словах или пальцах сообщают шоферам, сколько минут назад здесь проезжал автобус схожего маршрута. В темное время суток эта схема ни к чему: автобусы ползут по свободным от машин улицам как можно медленнее и собирают всех желающих - на остановках и просто "где тормознут".

    Естественно, в течение суток автобусы выходят на маршруты с разными интервалами. В часы пик снуют через каждые 10-15 минут. Ранним утром и поздним вечером их можно увидеть не чаще, чем раз в полчаса, а микроавтобусы - и вовсе "по обстоятельствам". На популярном маршруте, связывающем Левый и Правый берег, "мерседесы" и "форды" курсируют до двух часов ночи. В последний год стало проще доехать вечером до пригородного поселка Подгорное - дорога идет через густонаселенный Северный район и мимо крупных торговых центров. К слову, владельцы самого большого из них, который находится уже за пределами Воронежа, организовали ряд собственных маршрутов. "Фирменные" автобусы ходят из разных концов города и аккуратно соблюдают график.

    При этом нельзя сказать, что жители спальных районов имеют гарантированную возможность после 22.00 уехать домой на маршрутке из другого района, в том числе из центра, - к примеру, после похода в кино, театр или кафе. Сбои в графике движения транспорта и слишком большие перерывы между выходами автобусов на линию в мэрии объясняют дефицитом водителей. Надежды на улучшение в сфере пассажирских перевозок там связывают с внедрением рациональной схемы маршрутной сети. Проект разработали в московском НИИ эксплуатации автотранспорта. По мере того, как будут истекать сроки действующих договоров с перевозчиками, власти планируют распределять новые пакеты маршрутов через открытые конкурсы, прописав более жесткие требования к качеству обслуживания пассажиров.

    Поделиться