Впрочем, очереди постепенно сокращаются: дошкольные учреждения организуют за счет бюджетных средств, крупные застройщики возводят их в каждом новом микрорайоне, а помимо этого их открывают индивидуальные предприниматели. Чиновники подчеркивают, что для развития этого бизнеса они стараются создать все условия. Однако частники по-прежнему жалуются на всевозможные барьеры и сложности.
- Возможностей открыть детский сад становится все больше, - говорит начальник департамента образования области Игорь Шаповалов. - На уровне правительства области сделан важный шаг: идет стимулирование тех, кто является как потребителем таких услуг, так и поставщиком. Через фонд поддержки малого и среднего бизнеса создателям частных детских садов выделяют гранты. Учитывая, что их федеральная и региональная доли складываются, суммы доходят до миллиона рублей. Что касается поддержки для родителей, то если ребенок посещает детский сад, где оказывают услуги по присмотру и уходу, то семье выплачивают почти три с половиной тысячи рублей, если еще и по образованию - пять.
В нынешнем году порядка десяти предпринимателей уже воспользовались возможностью получить гранты. Более того, эта система вывела такой бизнес из тени. Три с половиной года назад в частных детских садах были оформлены порядка ста детей, сейчас - 1238.
- Но это не значит, что количество настолько резко возросло - просто сейчас эти учреждения стали работать официально, - отметил Игорь Шаповалов. По его мнению, система негосударственных детских садов должна развиваться и дальше. - Нужно дать возможность индивидуализировать обучение. В частных заведениях это сделать проще. Поэтому мы и начинаем небольшими шагами двигаться к альтернативной системе. На первый взгляд эта мера кажется временной, чтобы преодолеть дефицит мест в детских садах. Но мы ставим более глобальную задачу: конкуренция в этой отрасли позволит улучшить качество дошкольного образования.
О соперничестве говорят и предприниматели, которые работают в отрасли. Екатерина Данилова отмечает, что частных детских садов в Белгороде и его пригороде - пруд пруди. Только важно найти подходящий: есть и с изучением английского языка, и с математическим уклоном, и специализированные православные.
- Родители смотрят, как ребенок развивается у нас, рассказывают другим, так и появляются новые клиенты, - поясняет Екатерина Данилова. - А вообще этот бизнес и бизнесом-то назвать сложно. Очень велики затраты на аренду помещения, сложно найти подходящие кадры, хотя зарплата у нас больше, чем в муниципальных учреждениях. Естественно, приходится совмещать некоторые обязанности. К примеру, сегодня я - воспитатель, потому что сотрудница взяла больничный.
Сверхприбылей здесь не ждут. Екатерина Данилова давно просчитала: чтобы работать без убытков, нужно, чтобы детский сад постоянно посещали 13 детей. Сейчас здесь двадцать воспитанников, и, по словам заведующей, дела идут хорошо.
- Просто белгородцы не могут платить больше за наши услуги, хоть и пользуется ими весьма состоятельная часть людей, - поясняет Екатерина Данилова. - Давайте посчитаем: примерно 12-13 тысяч рублей, а то и 15 стоит месяц посещения в частном детском саду. Это, как правило, большая часть зарплаты одного из родителей. К тому же, многие молодые семьи в Белгороде снимают жилье. Это значит, им еще примерно столько же нужно отдать за аренду квартиры. А что остается?
С другой стороны, организация детского сада - это и немалые затраты для предпринимателей. Как правило, каждый из них - прекрасный воспитатель, но в бизнесе - новичок, который учится на собственных ошибках. По сути, для Екатерины Даниловой ее детский сад - это хобби. Она говорит о том, что частные сады попросту делят с государством обязанность по воспитанию дошколят, а значит, власти могли бы компенсировать часть затрат или выплачивать своеобразные премиальные тем, кто занимается пусть и любимым, но нелегким делом.
О разного рода барьерах говорит и владелица домашнего детского сада Валентина Полежаева. Группа здесь - очень маленькая - меньше десятка малышей, за ними присматривают, играют в развивающие игры, но образовательных услуг не оказывают.
- Я открыла садик, когда мои собственные дети были маленькими, и мне хотелось, чтобы они росли рядом со мной. Это очень интересно - наблюдать за ними, - говорит Валентина Полежаева. - Вот некоторые родители смущаются, говорят: в группе все разного возраста. А я считаю, это, наоборот, хорошо. Младшие учатся чему-то у старших, а старшие начинают понимать, что есть кто-то, кто нуждается в их помощи. И что скрывать, внимания в маленьком детсаду каждому малышу уделят больше.
По словам Валентины Полежаевой, ее работа нравится не только ей, но и четырнадцатилетней дочери, которая охотно помогает маме, но иногда всем кажется, что проще закрыть детский сад:
- Есть мелочи, которые не дают нам нормально работать, - говорит она. - Вот, к примеру, раньше можно было формировать заказ на питание как минимум на пять порций. Теперь нужно заказать сразу десять. А у нас детский сад - домашний. И куда, скажите, мне деть эти лишние пять порций? Как и песок, который привозят сразу по четыре тонны. И можно не объяснять, что у нас маленькая песочница.
Как бы там ни было, рынок частных детских садов в области становится разнообразнее. Эту тенденцию уже почувствовали и строители. Одна фирма возвела в пригороде Белгорода образовательный комплекс, в который вошли школа на сто мест и детский сад - на 80. Теперь здание пытаются продать. Владелец комплекса Владимир Кожаев отмечает, что построить здание решил, следуя столичной тенденции.
- В Москве и крупных регионах такие здания выкупают как власти, так и бизнесмены, которые открывают частные образовательные учреждения, - отмечает он. - Здесь все по-другому. Мне звонят многие предприниматели, но опять же, купить не предлагают, просят сдать в аренду или лизинг, а я отказываюсь. Причина простая: сейчас заработает и школа, и детский сад, придут дети, а через месяц мне перестанут платить за аренду. И что делать? Детей на улицу выбрасывать?