Тема заседания - "Развитие кадрового потенциала в РФ, в том числе с учетом влияния присоединения России к ВТО на рынок труда" - оказалась весьма актуальной, поскольку специалисты дружно отмечают необходимость "перестройки" в кадровом хозяйстве.
В группе риска - жители моногородов и не только. Уже на протяжении семи лет наблюдается тенденция к сокращению рабочих мест во многих отраслях промышленности (например, в текстильной и машиностроении), а вступление России в ВТО усилило конкуренцию на рынке труда.
- В прошлом году в России насчитывалось 125 моногородов, - сообщила Нечаева. - Растет уровень безработицы, неполная занятость - тоже тренд последних лет.
По ее словам, пока стабильна ситуация в сельском хозяйстве: благодаря субсидированию растениеводства и молочного производства кадры в отрасли не сократились.
- Однако конкуренция требует высококвалифицированных кадров, - констатировала Нечаева. - ВТО - хороший катализатор, который подталкивает к развитию производственных сил. Сейчас в нашем министерстве разрабатываются программы, повышающие мобильность населения. Люди должны ехать туда, где нужны рабочие руки.
Нечаеву поддержала Екатерина Майорова, заместитель директора департамента торговых переговоров Минэкономразвития РФ:
- Последствия вступления в ВТО повлияли на структуру занятости населения. Возможно, необходимо регулировать миграционные потоки. Ранее высказывались опасения, что теперь у нас открыт рынок труда, в связи с чем рабочие места могут занять иностранцы. В конце прошлого года их насчитывалось у нас порядка 10 миллионов человек, в основном - выходцы из Узбекистана и Таджикистана (примерно 7 миллионов человек в сумме). Это потенциальные конкуренты наших работников, но все же не очень серьезные. А вот те 2,5 миллиона человек, которые въехали в Россию с целью работы по найму - это реальная конкуренция. Правда, это всего 6-7 процентов кадрового потенциала. В комплекте с иностранным капиталом пусть к нам едут менеджеры - тут опасности нет. Риски, связанные с ВТО все-таки можно снизить, в руках государства остаются рычаги регулирования (субсидии, например), ВТО оставляет в социальной политике много инструментов.
О повышении требований к рабочим рукам говорила Наталия Золотарева, директор департамента Минобрнауки РФ по государственной политике в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО:
- Все более нужны "рукастые" и ответственные рабочие. В министерстве разработана стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и дополнительного профессионального образования "Об основных направлениях государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров". Рабочий с высшим образованием - реалии сегодняшнего дня, расширение дополнительного профессионального образования до прикладного бакалавриата - тоже. Цель стратегии - исходя из потребностей экономики готовить квалифицированные кадры, они - основа развития регионов.
По словам Золотаревой, ведущая роль здесь должна быть отведена государственно-частному партнерству, не последнюю роль в кадровой политике должны играть общественные структуры (например, советы по профобразованию при губернаторах). Еще один немаловажный момент - интернационализация: наши сварщики должны иметь возможность сравнить уровень своего мастерства с профессионализмом европейских коллег. Не менее важно, считает Золотарева, обучение взрослых по коротким программам переподготовки. А студенты техникумов должны быть целевиками, которым можно доплачивать за учебу при условии, что потом он отработает какой-то срок по договору.
Проблемы закрепления кадров на производстве поднял Дмитрий Барыкин, генеральный директор ОАО "Красный якорь":
- Восемь лет назад средний возраст работников на нашем предприятии составлял 59 лет, сейчас - 39. С 2007 года работаем с образовательными колледжами, коллектив молодеет. Однако кадровая проблема все равно остается. И виной здесь не только демографическая яма и повальное увлечение торговлей в 90-е. Проблема в юридической безответственности выпускников. Получив от предприятия возможность учиться, молодые люди получают образование и уходят кто куда. Организовали курсы для слесарей-ремонтников - открытые уроки проводили, "прикармливали", 2 миллиона рублей на обучение потратили. В итоге ни один из 25 курсантов на предприятии не остался.
По мнению Барыкина, неправильно, что предприятие не имеет прав на своего "курсанта". Обучение же работе на станках с ЧПУ в разы дороже - и эти деньги, потраченные на профессиональную подготовку, вылетают "в трубу".
- Мы его воспитывали-воспитывали, а он ушел на зарплату чуть выше нашей, - сетует Барыкин. - На федеральном уровне необходим закон, применив который с выпускника можно будет спросить. Возможно, это будет договор, в котором надо просчитать все совокупные затраты. Необходимо наличие льготы для предприятий, обучающих рабочих. Например - снижение НДС.
Впрочем, с 1 сентября по утвержденному закону об образовании уже можно заключать договоры со студентами.