10.09.2013 23:23
    Поделиться

    Опрос: Большинство россиян гордятся флагом и гербом

    Индивидуалисты, граждане Российской Федерации, любители Крыма и не желающие иметь своим соседом алкоголика - вот примерный портрет большинства россиян, который выявил в своем исследовании ВЦИОМ, готовясь к конференции международного дискуссионного клуба "Валдай" на будущей неделе.

    "Главная разделительная линия проходит между жителями крупных городов и России в целом, а еще и между жителями Северного Кавказа, эта линия возникла в результате миграции, - размышлял вчера на пресс-конференции гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров, - это и есть главный вызов, главный риск. Если мы сумеем гармонизировать отношения, поймем, что жители Северного Кавказа такие же россияне, как и мы, с такими же правами и возможностями, а с другой стороны, - если и некоторые представители их молодежи будут вести себя так, как принято в большом городе, не будут организовывать корпорации и монополии, тогда начнется встречное движение. И мы сойдемся в точке, где не важно, какой ты национальности, а важно - какой ты человек. Большинство уже сейчас выбирает так себе друзей".

    Федоров говорил с таким знанием дела, представляя данные, собранные в ходе опроса под названием "Современная российская идентичность: измерения, вызовы, ответы". Исследование проводили в августе 2013 года, в 45 регионах и 137 населенных пунктах (объем выборки 1600 респондентов), также отдельно изучали предпочтения в фокус-группах в Москве, Калининграде, Екатеринбурге и Махачкале.

    Ответ на вопрос "кто мы?" явно рождался в муках. Когда социологи просто задавали его респондентам, оказалось, что 32 % не относят себя вообще ни к какой группе, а 8 % затруднились ответить на вопрос, относят ли они себя к какой-то группе. Потом 11 % подумали и осознали себя средним классом, 6 - пенсионерами, 5 - бедными, 4 - русскими, 4 - христианами или православными, еще 4 - гражданами России, россиянами. Себя еще называли представителями трудового народа и рабочего класса (4 %), интеллигенцией (3 %), молодежью (3 %), женщиной или мужчиной (2 %), мамами, папами, родителями - 2 %.

    "Это не диагноз, это многоточие, потому что идентичность - это процесс, а не состояние, - предупреждал Валерий Федоров, и уточнил: - Сам по себе это еще и ответ на вопрос о том, является ли русский народ коллективистом. Мы сегодня - индивидуалистический народ, пусть многим это и не нравится. Сегодня мы сами по себе, у нас нет четкого ответа о том, кто мы без подсказки - это и не хорошо, и не плохо, по крайней мере, у нас мозги не клишированные". Правда, когда социологи предложили самоидентифицироваться с подсказкой, стало легче: 57 % назвали себя гражданами РФ, 35 - жителями нашего города или села, 16 - люди нашего поколения или нашей национальности, 15 - жители нашего региона или края, 14 - мужчины или женщины. По уровню жизни себя определяют 11%, как члена семьи (бабушки, например) - 11 %, по вере - 10 %, "люди общей судьбы" (в смысле - трудовой народ или интеллигенция) - 9 %. И только два процента оказались объединены политическими взглядами. Гендиректор ВЦИОМ подчеркнул, что можно было выбрать три признака самоидентификации и в большинстве случаев гражданственность - базовый - не конфликтовала с остальными.

    Когда же социологи решили выяснить, может ли заплакать россиянин, как и многие американцы, увидев свой флаг (услышав гимн), то оказалось, подчеркнул Федоров, что "наша государственная символика уже укоренилась не только на уровне знания, но и на уровне чувств и эмоций". 49 % испытывают гордость и восхищение при виде триколора (симпатизируют 34 %), 49 % также гордятся и гербом (симпатизируют двуглавому орлу - 32 %), но больше всего ценят гимн - 54 % восхищены, и 30 % - симпатизируют.

    Щекотливая ситуация возникла, когда предложили ответить на вопрос "кого бы вы могли назвать русским". Большинство считает, что для этого надо вырасти в России и воспитываться в традициях русской культуры - это 34 %, а вот 16 % считают русских по крови, причем в этих процентах весьма велика доля москвичей и петербуржцев. Федоров, впрочем, объясняет это тем, что в этих двух городах проходит граница не только глобальных контактов, но и конфликтов.

    Поделиться