Проводить личный досмотр граждан смогут только уполномоченные приставы

Служба судебных приставов намерена утвердить перечень должностных лиц ведомства, уполномоченных проводить личный досмотр граждан. Хорошая новость в том, что такое право получит далеко не каждый сотрудник ведомства. Каждому оно ни к чему.

Примерный список судебных приставов, которые отныне смогут не только присмотреться к человеку, но и досмотреть его, будет утвержден в специальном приказе ведомства, проект которого вынесен на общественное обсуждение.

Собственно, сам перечень небольшой, но за ним стоит несколько тысяч сотрудников, в основном тех, кто встречает граждан на входе в суды.

Как сказано в проекте приказа, право применять особые меры (речь не только о личном досмотре, но и административном задержании, а также доставлении гражданина) получат начальники структурных подразделений территориальных органов ФССП - старшие судебные приставы и их заместители. В другом пункте значатся судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов, то есть сотрудники, можно сказать, силовых подразделений ведомства. Вот, собственно, и все.

Приставы из силовых подразделений не только охраняют суды. Они обязаны, например, и принудительно доставить гражданина в суд или службу судебных приставов, если требуется. В этих подразделениях сформированы даже группы быстрого реагирования.

Проводить личный досмотр вправе только государственное лицо на соответствующем посту, а не чоповец

Это, можно сказать, спецназ судебных приставов. Он охраняет судей, помогает обычным приставам исполнять наиболее сложные дела, особенно если должник, как говорится, вооружен и особо опасен. Также судебные приставы вправе возбуждать административные дела. Естественно, при такой работе у приставов, как минимум силовых подразделений, должно быть право сказать человеку "пройдемте", попросить паспорт, а иногда и досмотреть.

Еще в 2009 году вступил в силу закон, существенно расширивший возможности судебных приставов. Как сказано в документе, при осуществлении привода лица, уклоняющегося от явки по вызову суда или судебного пристава-исполнителя, приставы-силовики вправе входить в жилые помещения без спроса, если есть достаточные основания полагать, что там скрывается нужный суду человек. Еще одна норма - приставы-силовики вправе проверять у граждан документы. До того дня такие полномочия были только у милиции. Сегодня же пристав может спросить у человека паспорт при входе в суд или здание службы судебных приставов. При этом посетителя могут обыскать и даже задержать, если при нем найдут, скажем, оружие и наркотики. Затем гражданина должны передать в полицию.

Как поясняют в ведомстве, поводом для досмотра при входе в суд может быть как сигнал металлодетектора, так и возникшее у судебного пристава подозрение. "Предметы, которые могут представлять угрозу, но не являющиеся незаконными к ношению (ножницы, перочинные ножи, баллончики со слезоточивым газом и т. д.), изымаются судебными приставами при входе в здание суда и возвращаются гражданам при выходе", - рассказывают в ведомстве.

При этом служба просит с пониманием относиться к досмотру: сегодня такие времена, что надо быть осторожным.

Действительно, жизнь человека в современном мире становится все более прозрачной, это факт, от которого не уйти. И появляется все больше инстанций, уполномоченных не просто навести про нас справки, но даже похлопать нас по самым чувствительным местам. Хорошо это или плохо?

Специалисты считают, что это необходимо, но при всем том необходимо соблюдать баланс между безопасностью и уважением к человеку. Например, в аэропортах серьезно проверяют пассажиров. Делают это негосударственные службы безопасности, полиции на такую работу просто не хватит. При этом существует мнение, что завести человека в кабинет и, условно говоря, раздеть может любой ЧОП при исполнении, но это неправда. Заниматься личным досмотром человека, если возникла какая проблема, вправе только государственные структуры, это принципиальный вопрос.

"Личный досмотр имеют право проводить только уполномоченные на то сотрудники правоохранительных органов, - сказал "РГ" доктор юридических наук Иван Соловьев. - Частные охранные предприятия и различные негосударственные службы безопасности в случае проведения личного досмотра гражданина нарушают закон. Поэтому даже при прохождении через рамки металлоискателя на вокзале сотрудник ЧОПа может попросить выложить металлические предметы на стол и добровольно раскрыть сумку, но осуществить досмотр гражданина и его вещей на сегодняшний день возможно только в присутствии сотрудника полиции". По его словам, любой гражданин вправе как добровольно согласиться, так и игнорировать незаконные требования сотрудников ЧОПов по проведению личного досмотра, какой бы объект они ни охраняли, и при необходимости дожидаться прибытия сотрудников полиции, например, скажем, если есть подозрения в краже или хранении запрещенных предметов.

Кстати, обычные граждане не видят разницу между обыском и досмотром. Действительно, и там и там тебе, образно говоря, выворачивают карманы. Но с юридической точки зрения это все-таки совершенно разные вещи.

"У личного досмотра и обыска, несмотря на внешнюю схожесть действий, абсолютно различная правовая природа и последствия проведения, - поясняет Иван Соловьев. - Досмотр выполняется в рамках административных процедур, обыск же регламентируется нормами уголовно-процессуального законодательства. Результаты досмотра могут никоим образом не оформляться: досмотрели одежду и обувь, ничего не нашли, человек идет дальше, а результаты обыска в обязательном порядке оформляются в соответствии с нормами процессуального права".

Проще говоря, если человека проверили при входе в суд, никаких последствий и протоколов может и не появиться. Главное здесь было убедиться, что гражданин безопасен.

"Также отмечу, что круг лиц, имеющих право провести личный досмотр, весьма широк, - говорит Иван Соловьев. - Достаточно подозрения в совершении административного правонарушения и в соответствии со ст. 27 КоАП РФ и нормами закона о полиции сотрудник, находящийся при исполнении, может его осуществить. Личный обыск же может провести только лишь лицо, производящее предварительное расследование или специально указанное в законе. К тому же личный обыск вправе проводить лицо одного пола с обыскиваемым".