Суди, читатель, сам.
***
На Первом в пятницу - новый сезон "Голоса". (Что хорошо, то хорошо. Забегая вперед, скажу, что это было лучшее из развлечений). Потешил "Вечерний Ургант". Особенно его разговор с девочкой Жаклин, которая хотела бы стать мэром. А на вопрос, что бы она хотела изменить в Москве, если бы стала мэром, ответила: чтобы даже если людей обижают, они всегда будут улыбаться". Иван помолчал и переспросил: "То есть ты хотела бы, чтобы людей обижали, а они бы улыбались?". Жаклин: "Да". Иван еще помолчал и сказал нечто пророческое: "Тебя ждет большое политическое будущее".
В субботу - практически весь день на арене Д Артаньян-Боярский и его верные друзья-мушкетеры. Были представлены все четыре серии фильма плюс шоу Малахова. В антракте - новейший сезон "Минуты славы". Ее первый выпуск начался с того, как самодеятельный артист цирка демонстрировал чудеса гибкости и изворотливости своего молодого тела. Номер мне показался символичным в свете нашей действительности, но к моему удивлению фокус не прошел. Под занавес субботнего вечера случилась премьера "Успеть до полуночи". Лихая заставка с удалыми шоу-бизнесменами Алексеем Чумаковым и Тимуром Родригесом, с этими двумя прыткими золушками, прыгающими с машины на машину, куда-то падающими и что-то разбивающими. За кадром телезрители исправно хохотали и аплодировали. А мне чего-то было скучно.
А в воскресенье был вообще отпад, как говорят сегодня ровесники девочки Жаклин: два "Ледниковых периода" с антрактом на финал "КВНа", "Две звезды". Мне-то больше прочего понравился "Крепкий орешек" (оригинальное название - Die Hard).
Разумеется, не в первый раз понравился. И даже не в десятый. Но почему-то в это воскресенье я его смотрел с особым пристрастием. Наверное, как мальчишки в свое время смотрели "Чапаева" и до титра "Конец" надеялись, что Василий Иванович выплывет. Много раз смотрели, а он все не выплывал.
"Выплыл" Джон МакКлейн (Брюс Уиллис"). Что мне на этот раз понравилось? Во-первых, мораль: и один в поле воин. Почему набившая оскомину мысль стала для меня откровением в этот воскресный осенний день - 8 сентября 2013 года? Убей, не знаю.
Во-вторых, как-то уж очень настырно авторы вместе с героем настаивают, что не бывает безвыходных положений. А они в фильме выстроились в плотную очередь к Джону. И он с честью выходит из каждого из них с надеждой на второй тур своих приключений в фильме "Крепкий орешек 2" и далее со всеми остановками - "Орешек" три, четыре пять...
Все "орешки" подкупают сладостным настроением: Добро так или иначе берет реванш у Зла за причиненные ему страдания и неудобства.
...Попытками реванша отмечены усилия других каналов развлечь публику. "Россия" постаралась сбить интерес к "Голосу" своей премьерой "Хит", где композитор Виктор Дробыш будет отбирать хитовые песни в море самодеятельного творчества.
НТВ к шоу-викторине "Из песни слов не выкинешь" добавило еще одну попсовую игрушку "Хочу V Виа Гру!".
Хотеть-то они сильно хотят, да вот проблема: хотения их заметно расходятся с их возможностями.
***
В этом крошеве амбиций и провалов особняком стоит "Культура". Всякую неделю в ее эфире можно найти то, чем сердце успокоится. Вот и на этот раз: у нее было. Я имею в виду цикл передач разговоров Виктории Токаревой с телевизионным режиссером Анатолием Малкиным. Называется он "Она написала себе роль".
Создалось впечатление, что Токарева писала себе роль по ходу самой беседы, лишь слегка обозначив границы предметов и пунктирно дав сюжетные мотивы: литература, кино, личное и т.д. Вообще, разговоры на "Культуре" мастеров кино и театра по мотивам собственных автобиографий довольно нередки и даже обиходны. Но они, как правило, исчерпываются фабулой: когда родился, чему учился, когда его (ее) настигла слава, какие случались острые повороты в жизни, отношения с мужчинами (с женщинами), отношения с коллегами, перечисления болей и обид... Все это есть и в этой "исповеди", которую, впрочем, трудно назвать исповедью, поскольку она достаточно агрессивна. Да и "исповедник" Антолий Малкин довольно часто переходит в наступление со своими порой неделикатными вопросами типа: а почему вы расстались с Данелия, если так любили друг друга? Она не обижается и не отгораживается от собеседника. Видно, что она на эту тему себя пытала. И у нее два ответа: один отсылает к цитатной мудрости: люди любят одних, а в жены и мужья выбирают других. Второй: "Я не хотела стать женой-блокнотом". Но есть, видимо, какой-то и третий, о котором можно было догадаться по ее внезапному признанию: "Я хотела покончить жизнь самоубийством". Дальше следовал короткий рассказ о том, как ей этого удалось избежать. Рассказ вполне киногеничный, который смотрится и слушается как фрагмент сценария.
К слову, не могу не заметить, что и автобиографические книжки Георгия Данелии читаются как сценарии еще не снятых его фильмов. И в обоих случаях становится отчетливо видно, как фабула жизни преображается в сюжет жизни, то есть обретает глубину подтекста. И все было бы ничего, если бы рассказчица не злоупотребляла глаголом "был" в отношении тех своих знакомых и друзей, что еще живы. Что же касается изобразительной стороны цикла, то в нем по понятным причинам господствуют осенние мотивы. Она, героиня, написала себе такую роль: мудрой черепахи Тортиллы.