1. Семейство Дорониных - родом из Ярославской области, отец и мать ее происходили из семей староверов, причем мать была дочерью церковного старосты.
2. По признанию Татьяны Васильевны, самой обворожительной женщиной в ее жизни была ее мать. Именно образ матери - ее манеру петь, ее доверчивость, душевность - актриса и передавала в "Трех тополях на Плющихе".
3. Еще до окончания школы Доронина выдержала экзамены сразу в нескольких театральных училищах, причем тайком от родителей. Была даже зачислена в Школу-студию МХАТ, но, как выяснилось, у нее отсутствовал аттестат зрелости. И все же в Школу-студию она потом поступила, была однокурсницей Евстигнеева, Казакова, Сергачева.
4. Первая свадьба актрисы (всего у нее их было 5) была совсем скромной: у молодых не было колец, а у невесты - даже свадебного платья. Первого мужа, Олега Басилашвили, поразила даже не красота Дорониной, а "что-то другое, более глубокое". Актриса даже последовала за мужем в Волгоград.Правда, спустя годы, именно это "что-то глубокое" Басилашвили ощутил, как некий гнет и был благодарен супруге за то, что она стала инициатором развода.
5. На роль главного героя в одном из самых популярных с участием Дорониной фильме "Еще раз про любовь" пробовался Высоцкий. Но, по воспоминаниям, при виде их двоих в кадре чувствовался некий диссонанс. Высоцкий тоже чувствовал это и даже туфли на платформе одевал во время кинопроб. В дуэте же с Лазаревым гармония возникала сразу.
6. Трагический раскол мхатовской труппы - увы, едва ли не первое, что вспоминают в связи с фамилией Дорониной. А, между тем, не все знают, что Ефремов, приглашеный в 1970-м в тогда еще единый МХАТ, был единственным, кто настаивал на принятии Дорониной. То, что в театр приходит актриса такой величины, не вызывало энтузиазма у женской половины труппы. Однако тайным голосованием с перевесом всего в 3 голоса она была принята.
7. Кроме работы в ее жизни мало что существовало и существует. Каждый день, кроме воскресенья, она в прежние годы уходила в театр. Утром - репетиции, вечером - спектакли.
8. Могла ли Доронина в пылу семейного скандала чем-то в вас бросить?" - спросили как-то ее 3-го мужа актера Бориса Химичева. "Да, могла! За годы, что мы прожили вместе, в воздухе летало и, случалось, достигало цели, много чего - кроме книг! Книги она жалела". После театра книги и в самом деле для нее самое святое. Скажем, "Евгения Онегина" актриса перечитывает каждый год.
К юбилею Татьяны Дорониной на Первом канале покажут легендарный фильм Татьяны Лиозновой "Три тополя на Плющихе" (14 сентября в 13.10), снятый по рассказу А. Борщаговского "Три тополя на Шаболовке". Но не простой, а цветной. Это не премьера - зрители картину в цвете уже видели, но ее можно смотреть снова и снова - в любом варианте.
Кроме того, на Первом же документальный фильм "Не люблю кино" (14 сентября в 10.55). Как следует из названия, Доронина предпочитала театр. И саму ее перестали снимать в кино в 1980-х. Кто-то сказал: "Как будто ушла на фронт и не вернулась". А между тем именно с этого момента начнется очередной период ее творчества - уже 25 лет как она руководит МХАТом им. Горького. Съемочной группе фильма удалось снять "жизнь гримерок и цехов" перед поднятием знаменитого мхатовского занавеса. В фильме покажут фрагменты спектаклей, которые поставила режиссер Доронина, и спектакли, в которых она играет сегодня. О работе с Татьяной Дорониной расскажут Армен Джигарханян, Игорь Костолевский, Эдвард Радзинский, Борис Химичев, Инна Чурикова, Аристарх Ливанов, Роман Виктюк, Георгий Натансон, Валентин Клементьев, Рената Литвинова и др.
В эфире телеканала "Россия К" будет показан премьерный документальный фильм "Татьяна Доронина. Откровения" (13 сентября, 20.35) и также все те же "Три тополя на Плющихе" (13 сентября, 21.20; повтор 14 сентября в 10.35), но уже в первозданном черно-белом варианте, и документальный фильм Георгия Натансона "Да здравствует королева, виват!" (14 сентября, 11.50).
Снявшись всего в 12 картинах, Доронина сумела завоевать любовь зрителей всей страны. Ее роли в фильмах "Еще раз про любовь", "Старшая сестра", "Мачеха", "Ольга Сергеевна" стали классикой кино. А созданные Дорониной театральные образы - Надежда в "Варварах", Софья в "Горе от ума", Елизавета и Мария в "Да здравствует королева, виват!", Аркадина в "Чайке" - стали классикой отечественного театра.
Подготовила Сусанна Альперина