Власти реагируют на жалобы о росте коммунальных платежей

1 июля в России произошло очередное повышение тарифов на коммунальные услуги.

"Средний рост тарифов не превысил 12%, - объяснила "РГ" председатель Комиссии Общественной палаты РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике Светлана Разворотнева. - Но на нашу "горячую линию" позвонили много тех, кто жаловался на гигантские счета за коммуналку".

От ошибки до халтуры

За месяц на "горячую линию" позвонили 1,5 тыс. возмущенных жителей России. Больше всего обращений поступило из Центрального федерального округа - Москвы, Воронежской, Московской, Тверской и Белгородской областей. Меньше всего - из Дальневосточного федерального округа - Хабаровского и Приморского краев. "В Дальневосточном округе проблем и жалоб, мне кажется, не меньше, но многие его жители просто не знают о существовании нашей "горячей линии", - пояснила Разворотнева. - Жители же центральных областей сегодня более информированы".

По самым вопиющим случаям эксперты начали свое расследование и отправили запросы местным властям. Так, например, в Брянске жалуются на рост тарифа на горячую воду на 40%, в Московской области - на резкое увеличение платы за содержание и ремонт. Жители Липецка просят разобраться, почему в прошлом месяце рост платы за горячую воду у них составил 48%, а из Самары сообщают о совокупном увеличении платежа за услуги ЖКХ на 50%. У некоторых жителей Набережных Челнов платежи взлетели в два раза.

"Чтобы делать какие-то выводы, эту информацию необходимо сначала проверить, платежек мы не видели, - заметила Разворотнева. - Если информация подтвердится, нам придется обращаться в надзорные органы, прокуратуру и Счетную палату".

Газовый "подарок"

Просто шквал звонков обрушился на "горячую линию" из Тверской области, где тариф на газоснабжение вырос аж на 75%. По словам пострадавших, их сначала уговорили за свой счет поставить газовые счетчики ради более низких платежей в будущем, а с июля взвинтили цены. Эксперты уже отправили письмо в региональную энергетическую комиссию Тверской области, однако ответа пока не получили. "Тут формально нарушения нет, но решение было неправильным с моральной точки зрения, - уверена Разворотнева. - Надеюсь, местные власти пересмотрят свое решение".

Не хватает прозрачности

В среднем же по России стоимость услуг ЖКХ составляет сегодня 3,8 тыс. рублей. Но траты на них для жителей разных регионов отличаются в разы. Дороже всего коммуналка обходится в Хабаровске - там платят в среднем 5,7 тыс. рублей. По мнению некоторых экспертов, всему виной слабая конкуренция между управляющими компаниями. В Уфе эти услуги стоят более чем вдвое дешевле - 2,8 тыс. рублей. Наряду с Уфой по дешевизне коммунальных услуг стоят Воронеж (3,08 тыс. рублей) и Омск (3,3 тыс. рублей), говорится в ежемесячном мониторинге цен ОП.

"Нашей системе ЖКХ не хватает прозрачности, - комментирует Разворотнева. - Даже специально подготовленным людям сегодня сложно разобраться, сколько и за что мы платим, а уж обычным потребителям и подавно". Бывает, в пределах одного города стоимость ресурсов отличается в разы: где-то котельная работает на "дорогом" мазуте, а где-то - на газе, вода где-то течет по новым трубам, а где-то - по дырявым. Но людям этого никто не объясняет, ту же информацию, которую предоставляют власти, - ни проверить, ни опровергнуть невозможно.

"Горячая линия" ОП продлится до конца года, и число обращений может увеличиться. Не все регионы еще подняли тарифы, некоторые отсрочили увеличение. Потом начнется отопительный сезон, и тоже наверняка возникнут вопросы.

Куда обращаться, если счета огромные?

В Управляющую компанию. Надо взять новую квитанцию, а также все оплаченные ранее счета за "коммуналку" и сделать их копии. Потом составить письменное заявление с требованием пояснить, откуда взялись такие огромные цифры, и вместе с копиями платежек отнести его в свою УК (ТСЖ, ЖСК). Подавайте заявление в 2 экземплярах. На вашем работники ЖЭКа или УК должны поставить номер входящего документа, дату и подпись принявшего. Согласно постановлению правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг..." исполнитель обязан производить по требованию потребителя сверку платы за коммунальные услуги и не позднее 3 рабочих дней выдавать документы, подтверждающие правильность начисления потребителю платежей.

В центр общественного контроля в сфере ЖКХ. Информацию о них можно найти на сайте "ЖКХ-контроль", которое все эти центры объединяет - http://gkhkontrol.ru.

В региональную службу по тарифам. Сюда тоже надо написать заявление и приложить копии своих коммунальных счетов.

В Государственную жилищную инспекцию. Лучше составлять письменные обращения и требовать, чтобы их зарегистрировали. Обязательно надо оставлять себе копию. А лучшим вариантом будет составление заявки на сайте инспекции.

В Региональную энергетическую комиссию.

В муниципалитет. Его сотрудники должны следить за работой как управляющих компаний, так и всей системы ЖКХ. Если же в каком-то районе такого отдела нет, то надо писать обращение к мэру города. Можно обращаться и в региональные отделения Роспотребнадзора.

В Общество по защите прав потребителей. Сюда следует обратиться, если упомянутые выше организации не смогли помочь. Здесь помогут подготовить иск в суд. У Общества большой опыт, судебные иски к коммунальщикам поставлены на поток.

В прокуратуру. Она должна стать конечным пунктом похода по инстанциям.

Кстати

Откуда поступают звонки на "горячую линию" по тарифам ЖКХ?

ЦФО (Москва, Воронежская, Московская, Тверская и Белгородская области) - 42,15%;

ПФО (Самарская и Нижегородская области, Татарстан) - 22,7%;

СФО (Бурятия, Алтайский край, Иркутская область) - 8,27%;

ЮФО (Краснодарский край) - 8,27%;

СЗФО (Санкт-Петербург) - 7,08%;

УрФО (Свердловская и Челябинская области) - 4,6%;

СКФО (Ставропольский край) - 35%;

ДФО (Хабаровский и Приморский края) - 2,6%.

ОПРОС "РГ"