1. Например, мало кто знает, что мама Игоря Костолевского, Витта Семеновна, родилась в Минске и прожила 101 год. А сам он снялся в двух белорусских фильмах - в "Игре воображения" Пташука и "Вечном жиде" по произведению Федора Михайловича Достоевского. Игорю всегда нравился Минск, его спокойные и доброжелательные люди.
2. Первая любовь Игоря Костолевского, сына крупного советского чиновника, начальника "Экспортлеса" министерства внешней торговли СССР, и была виновата в том, что он стал актером. Девушка считала, что тот похож на Есенина, а потому его непременно возьмут в актеры. Импозантный десятиклассник пошел поступать в Школу-студию МХАТ и, конечно, провалился. От неминуемого "зажима" перед сидящими за столом звездами театра и кино он начал раздеваться: снял плащ, пиджак, начал расстегивать рубашку... И когда кто-то из экзаменаторов спросил, не перепутал ли он театр с баней, опомнившись, прочел "Дай, Джим, на счастье лапу мне..." и был таков. Но на выходе ему предложили ... поступать на будущий год. В Игоре взыграло самолюбие: в следующем году он, по его словам, поступил "во все театральные вузы столицы". А та любовь - она, конечно же, прошла...
3. Заканчивая ГИТИС, Костолевский не был утвержден на пробах на "Ленфильме" в картину "Врача вызывали?". И когда ассистентка вела "неудачника" по коридору студии, тот вдруг увидел табличку с надписью: "Звезда пленительного счастья". И, узнав, что фильм о декабристах, тут же брякнул: "Я там буду сниматься" - и тут же про это забыл. А потом на гастролях театра в Новосибирске вдруг получил телеграмму от режиссера Владимира Мотыля, в которой тот звал его пробоваться в "Звезде". Роль поручика Анненкова в сценарии была очень маленькая, Игорь решил, что играть тут нечего, и отказался. Владимир Яковлевич все-таки уговорил попробовать - уж очень актер походил на Анненкова внешне, что для Мотыля, как для историка, было важно. Перед съемками Мотыль сказал: "Смотри, можешь все выиграть, а можешь проиграть". А в фильме снимались Смоктуновский, Баталов, Янковский, Купченко, Бондарчук, и проигрывать юной звезде очень уж не хотелось.
4. "Не ожидал, что ты так сыграешь". Эти слова звучали рефреном при встречах Игоря Костолевского с главрежем "Маяковки" великим Андреем Гончаровым. Один из столпов русского театра 70-х изнутри чувствовал, что это будет успех успехов, и ревновал молодого актера своей труппы к "Звезде" и иногда даже не отпускал сниматься. А вообще, Игорь Матвеевич Андрею Александровичу благодарен, во-первых, за то, что тот взял его в "Маяковку", а во-вторых, за то, что не выгнал. Потому что после первого курса он выгонял Костолевского за профнепригодность. Гончаров имел особенность на актеров орать, а Костолевский к этому был с детства не особенно приучен и оттого стал слишком зажатым - каждый выход на сцену был для молодого киногероя суровой пыткой, у него абсолютно не было силы воли и никакой веры в себя. А Гончаров, у которого крик на актеров был просто способом профессионального общения с ними и воспитания, их в Костолевском развил.
5. Игорь Матвеевич всегда называл себя "кипучим лентяем" и считает, что это отличное качество. По-крайней мере "леность русского барина" он всегда в себе ощущал ("Ты ленишься, а совесть тебя гложет, гложет..."). И начинал что-то делать, когда доходит уже до критического момента. Это касается и его героев. Взять того же Плюшкина, которого сам Гоголь обличил как "прореху на человечестве". Костолевский всегда понимал, что все внешние штучки - грим и прочее - начнут работать только когда найдешь суть, боль человека. Ведь Плюшкин - несчастный брошенный старик, который когда-то был рачительным помещиком, но у него умерла жена, одна дочь сбежала со штабс-ротмистром, сын - в полк... Актер таких плюшкиных сегодня очень часто видит в метро, в переходах, на вокзалах. "Поэтому мне смеяться над горем персонажа, которого я показываю на сцене, неохота, - говорит Костолевский, - а хочется понять его, подумать над тем, что он чувствует".
6. Прогулки по Москве с девушкой в поисках уединения - вот с чего начался контакт Игоря Костолевского с театром им. Маяковского. Как-то они проходили мимо "Маяковки". Пошел дождь. Не только не зная, что это за театр, да и вообще в театрах бывавший к тому времени раза два, Игорь предложил барышне купить дешевые билеты. Они сели на галерку и дальше он помнил только какой-то помост и некоего артиста, потрясающе танцевавшего: все остальное время спектакля влюбленные целовались. И когда зажегся свет, к парочке подошел администратор и предложил покинуть зал за аморальное поведение. "Какое же г... этот ваш театр!" - покидая зал, произнесла будущая звезда "Маяковки". А артист, который тогда танцевал на сцене, был Саша Лазарев, в будущем любимый партнер Игоря Матвеевича.
7. Интересно, что актер вовсе не думает, что так уж хорош собой, причем без малейшего кокетства. И считает, что у него есть много чего, что он в себе поменял бы. Костолевский уверен в том, что мужчине нужно сосредоточиваться несколько на других вещах, особенно если он занят не в модельном бизнесе. Актерство - "профессия, в которой есть своя специфика: чем больше тебе отпущено, тем больше с тебя спрос. Ты должен быть интересным, убедительным, должен открывать какие-то новые грани. Это основная задача. По крайней мере во второй половине жизни".
8. Во второй половине 1980-х Костолевский, испытывавший проблемы с ролями в родном театре, заключил контракт в Норвегии, уехал туда на полгода и сыграл одну из лучших своих ролей - Вестника в "Орестее" Эсхила. После возвращения в Россию по приглашению режиссера Петера Штайна сыграл в той же "Орестее", но уже роль Аполлона. После этого у Игоря Матвеевича начался весьма насыщенный и плодотворный театральный период: он занят в спектаклях "Кин IV", "Нора" Ибсена, "Женитьба" в Театре на Покровке, "Арто и его двойник" у режиссера Валерия Фокина, а также во множестве других постановок. В 1995 году Костолевский был удостоен звания народного артиста Российской Федерации. В 2000 году ему присудили Государственную премию России за Подколесина в спектакле Театра на Покровке "Женитьба", а в 2004-м наградили орденом Почета.
9. С Консуэло, французской актрисой Консуэло де Авиланд, они познакомились на спектакле "Арт" в театре Пушкина. Она была эмиссаром Авиньонского фестиваля в Москве и одновременно репетировала у Валерия Фокина. Ни "Звезды", ни других фильмов с Костолевским Дуся - так называет супругу сам актер - не видела. Консуэло в свое время пробила идею восстановить железнодорожное сообщение между Россией и Францией, но об успехах этого проекта ее супруг мог судить лишь по косвенным признакам, например по тому, что жена регулярно приезжала к нему из Франции поездом. Какое-то время назад Консуэло стала официальным представителем РЖД в Париже. Но все-таки большую часть жизни супруги проводят не в дороге и порознь, а вместе, в Москве. На 50-летие Консуэло подарила Костолевскому звезду, названную его именем, - сертификат, выданный соответствующим швейцарским департаментом.
10. Костолевский всячески борется с образом мягкотелого джентльмена, привязавшегося к нему после нескольких ролей. "Я не мягкий и не лояльный, - говорит он про себя, - в актерском деле нужно уметь говорить "нет", нужно уметь достойно проигрывать, потом опять набираться мужества и идти вперед, утираться и все равно идти дальше, и только так!.. Бесхребетным тут быть нельзя". Тут актер любит вспоминать эпизод из "Звезды пленительного счастья". "А почему кавалергард не скачет верхом?" - спросил как-то Костолевский у Мотыля. - "А ты умеешь?" - "Нет". Костолевский пошел в конную школу и научился. Дальше: "А почему кавалергард без романса?" Мотыль отвечает: "Я разругался с Булатом. Если хочешь, позвони ему и предложи". Костолевский Булата Окуджаву знал только по его песням, но позвонил: "Булат Шалвович, я играю в таком-то фильме такую-то роль. Не могли бы вы написать к ней романс?" - "Ну расскажите мне про вашу роль". Рассказал, Окуджава велел позвонить послезавтра. Звоню. И он мне: "Игорь, вы так хорошо мне рассказали, что я все написал".
11. К современной публике Костолевский относится с пониманием: "Мы отражаем зрителя, зритель отражает нас". В театре сегодня очень много низкопробного, считает актер, и зритель начинает думать, что так оно и должно быть. "А что касается поведения публики в зале - выросло целое поколение молодых людей, которые просто не знают, что такое театр и как там себя вести. Приходят, как на стадион, жрут попкорн, пьют пиво, орут... А с другой стороны, слава Богу, что пришли. Раз придет, другой придет, может, ему что-то и откроется". Однажды во время спектакля Игорь Матвеевич даже услышал из зала: "Говори громче, я в театре!". А однажды в детстве родители привели Игорька в Большой на "Лебединое озеро". Сыграли увертюру - и полная темнота. "Я сидел-сидел, а потом подбежал к рампе и заорал: "Начинайте!"