Речь идет о 11.09.2001 и 2013 гг. Первая отражает трагедию, террористическую атаку на Нью-Йорк, гибель мирных людей разных национальностей, сочувствие американскому народу, ставшему жертвой бредовых идей представителей исламского радикализма и их организаций. Многие страны разделили тогда боль США. В их числе была и Россия. Международное сообщество признало борьбу с терроризмом во всех его проявлениях одним из главных приоритетов межгосударственного сотрудничества. Активно была выстроена система международно-правовой защиты и профилактики от этого социального зла. Пример тому - 13 антитеррористических конвенций, принятых ООН. В их разработке и имплементации США приняли самое активное участие.
Сегодня, по прошествии 12 лет, Соединенные Штаты - "лидер демократии", претендент на мирового арбитра - предстает, к сожалению, весьма опытным субъектом по нарушению юридических обязательств, в том числе и в статусе постоянного члена Совета Безопасности, подрыву фундаментальных начал (императивных норм) миропорядка, глобальным ускорителем роста международно-правового нигилизма. Пройдя вместе со своими союзниками по НАТО и ЕС, партнерами из других регионов (ближневосточное пространство) истории так называемого "цивилизованного развития" (цветные революции), апробировав силовые модели достижения собственных интересов (Ирак, Ливия и др.), "миротворческая корпорация" во главе с Вашингтоном и Ко пытается узаконить в современном сообществе свои правила поведения, выработать на основе геополитического эгоизма традиции и обычаи, далекие, как показывают горячие точки в международных отношениях, от целей и принципов Объединенных Наций. Дело дошло до того, Сирия - убедительное тому подтверждение, что внешние действия США проистекают в атмосфере агрессии, международной нелегитимности. Они взрывают устойчивость системы, стимулируют гонку вооружений, убивают веру в право и справедливость. Американская дипломатия, руководствуясь логикой "сильный всегда прав", отбрасывает в сторону за ненадобностью (с ее точки зрения) общие принципы и нормы международного права. Нарушаются или ставятся под угрозу общепризнанные права человека, государств, наконец, самого международного сообщества в целом на безопасное существование, жизнь и развитие.
На этом фоне объяснима реакция многих и многих стран, международных организаций (в том числе НПО), разных религий и конфессий, СМИ на циничные размышления президента США, "ястребов" из демократической и республиканской партий, силовых структур, ВПК о наказании сирийского народа через использование современных видов оружия. Реакция на подобные шаги была и остается настолько сильной, антивоенной по сути, что ее нельзя было не заметить. Отсюда и начавшийся поиск нового угла решения сирийского вопроса, включая передачу химического оружия под международный контроль. Энергию инициативы российской дипломатии на этот счет, нотки здравомыслия, которые стали звучать в последние дни и часы из уст Б. Обамы, Д. Керри, конгрессменов из Вашингтона, дают определенную надежду на мирный выход из сложившейся ситуации. Импульсы позитива следует усиливать по всем векторам (национальном и международном). В противном случае разломы и дифлукции, уже присутствующие в международных отношениях, как факторы нестабильности, только усилятся. Всем государствам, независимо от их размера, экономического и политического веса, следует внести вклад в глобальную безопасность, сохранение уважения к ООН, действующему международному праву. В ближайшее время международному сообществу, его субъектам предстоит большая работа.
Очень важно, что активно, рационально действует в этот период дипломатия Российской Федерации, в том числе парламентская и публичная. По Сирии исполнительная и законодательная власть РФ работают синхронно, конкретно и на результат, отодвинув угрозу прямого вооруженного вмешательства. Все международные акторы, включая Россию и США, другие дееспособные страны, должны сделать мониторинг эффективности действующих институтов международной безопасности, посмотреть критически на состояние режимов нераспространения и разоружения. Целесообразно выработать программу значимых мер доверия и уважения государств друг к другу, а также совершенствования международного правопорядка.
Совершенно очевидно, что сообщество государств нуждается в проведении специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, посвященной анализу состояния миростроительства, преодолению возникших противоречий по линии межгосударственных, межконфессиональных, межрегиональных взаимоотношений. Особый акцент - на укрепление Организации Объединенных Наций, региональных систем безопасности, их гармоничное взаимодействие в рамках международного права.
Внешняя политика России, ее партнерское сопровождение должны сработать на интеграцию (системно, комплексно, перспективно) усилий всех государств и организаций, заинтересованных в прогрессивном развитии мироосообщества XXI века. Сегодня (психологически, интеллектуально, юридически) такие перспективы существуют. Сложности в реализации также нельзя отрицать. Следует оставаться реалистами. Но дипломатические расклады, направленные на мирное разрешение сирийского кризиса, которые мы наблюдаем, говорят в пользу логики и здравомыслия. Предельно важно в складывающейся картине наличие третьего лица внешней политики. В отличие от двух предыдущих, оно должно характеризоваться такими признаками, как признание на деле суверенитета других государств, невмешательство в их внутренние дела, уважение Устава ООН, выполнение обязательств постоянного члена Совбеза, активное участие в поиске эффективной многосторонности, борьбе с нигилизмом, проявлениями "холодной войны". Именно такой образ содержательного актора привлекает миросообщество, создает атмосферу взаимопонимания в международных делах, предпосылки для оптимального мироуправления.
Современная глобалистика предъявляет ко всем государствам высокие критерии, требует от них и ответственного поведения. Оно должно быть адекватным времени, решаемым задачам и фундаментальным принципам международного порядка. Этот политический и юридический посыл распространяется также и на США.
Силы демократии и прогресса вправе предъявлять к ним объективные требования, основанные на императивах международного права и морали. Правильное восприятие США таких требований, соответствующие им поведение - в интересах самого американского государства. Оно будет работать на его имидж. Как ни парадоксально звучит, именно международное сообщество в состоянии заложить для дипломатии Соединенных Штатов правильный вектор, скорректировать его политические инициативы. Международная безопасность в новом столетии как никогда неделима.