Автор инициативы сенатор Андрей Клишас предложил изменить схему распределения депутатских мест в заксобраниях субъектов Федерации, опустив обязательный партийный минимум - количество мандатов, которое должно распределяться по пропорциональному принципу, - до 25 процентов. Действующие нормы гарантировали партийцам, успешно прошедшим избирательные барьеры, половину мандатов в Заксобрании.
По какому принципу и на каких условиях станет формироваться представительный орган муниципалитета, предлагается определить самостоятельным законом субъекта Федерации. На усмотрение региональных законодателей отдается вопрос допускать к участию в выборах в местные парламенты партийцев и беспартийных - списками или поодиночке.
Сокращение обязательной партийной квоты, как полагает сенатор Клишас, "позволит привлечь к региональной и муниципальной политической деятельности новых и эффективных лидеров местного общественного мнения, реальных представителей своих территорий".
Но депутаты из думской оппозиции в этих благих намерениях разглядели угрозу для всей партийной системы, которую с таким трудом создавали, а теперь, по словам коммуниста Анатолия Локотя, "корежат". "Уже открыли ворота псевдопартиям, теперь открываете ворота для нуворишей, которые снова придут во власть", - негодовал Локоть. Однако председатель Комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин напомнил коллегам, что пропорциональная система распределения мандатов важна была для повышения роли, узнаваемости и политического веса партий. А теперь, когда эти цели достигнуты, востребована "персонализация политической системы и политической работы". "А кем подтвержден этот запрос - ВЦИОМ, ФОМ, заявлениями экстрасенсов или астрологов?" - допытывалась оппозиция. Плигин (автор законопроекта в Думу не пришел) сослался на глубокие исследования не только в России, но и в мире, которые отметили тенденцию персонализации политики.
Депутаты забеспокоились, что увеличение в региональных парламентах доли одномандатников потребует дополнительных средств из региональных и муниципальных бюджетов. Но Плигин заверил их, что расходы на такие выборы не увеличатся. Законопроект не предполагается распространять на действующих депутатов заксобраний и муниципалитетов. Их полномочия заканчиваются в установленные сроки. Аргументы председателя комитета о подготовке будущей элиты, о поиске новых лидеров, оппозицию не убедили. Хотя многие из нынешних депутатов Госдумы утверждали, что сами они выборов по одномандатным округам не боятся, и именно таким образом проходили в парламент, законопроект в первом чтении.