Этой осенью соревнуются исполнители на народных инструментах и дирижеры народных оркестров. Чем сейчас живут музыканты, которым предначертано сохранять народное искусство, рассказал профессор Российской академии музыки им. Гнесиных, композитор, домрист-виртуоз Александр Цыганков. На Конкурсе ему предстоит возглавить жюри в номинации "струнные народные инструменты" во всех федеральных округах.
В этом году на Конкурс подано около 300 заявок. Количество исполнителей на домре - самое большое?
Александр Цыганков: По поводу интереса к инструменту: история домры, или как ее раньше называли домрЫ, очень необычная. Это один из древних инструментов... Скоморохи, игравшие на домрах, были первыми русскими профессиональными музыкантами.
А русская балалайка?
Александр Цыганков: Балалайка появилась гораздо позднее. В середине XVII века домра была запрещена в связи с реформой, причем запрещена под страхом сурового наказания. И появился треугольный струнный инструмент, на котором играли только пальцами, он постепенно вошел в деревенский быт русского народа.
Вы часто бываете в разных городах. Какой вопрос сейчас самый острый для системы музыкального образования народников в регионах?
Александр Цыганков: Вся система музыкального образования (т.е. музыкальные школы, музыкальные училища-колледжи, высшие учебные заведения) существует. Но есть тенденция уменьшения интереса к нашим инструментам, даже на образовательном этапе. Это и проявление общей тенденции - уменьшения интереса к академической музыке. Я считаю, что средства массовой информации уделяют недостаточное внимание этой теме. С одной стороны, современные технологии делают телевидение необыкновенно ярким, эффектным, с другой - его содержание сводится только к развлекательным жанрам.
Долгое время вы являлись ведущим программы на ЦТ "Голоса народных инструментов". Сейчас эту программу возродить невозможно?
Александр Цыганков: Есть страны, где целые каналы освещают национальную культуру: и любительское, и профессиональное народное искусство. Мы сейчас находимся в процессе организации профессионального сообщества музыкантов-народников. Хотим обратиться к нашим высоким государственным руководителям для того, чтобы все-таки решить, как нам преодолеть существующую информационную блокаду.
София Губайдулина как-то сказала о баяне, что сам инструмент требует внимания к себе и это становится интересным для композиторов. Можно ли это отнести к другим народным инструментам?
Александр Цыганков: Я надеюсь, что наше музыкальное сообщество народников сможет доказать, что наш жанр является не только фольклором - это одно из течений музыкально-академической культуры в России. С одной стороны, наша задача - сохранять народную музыку в инструментальных обработках, с другой - постоянно пополнять сочинениями современных композиторов академического направления.
И это "первый эшелон" композиторского творчества: Ефрем Подгайц, Михаил Броннер, Татьяна Сергеева, Анатолий Кусяков... Я и сам много работаю в этом направлении.