Николай Николаевич, прежде чем перейти к сути проблемы, объясните, что это за Ассоциация и чем специалисты, входящие в нее, отличаются, например, от неонатологов?
Николай Володин: Наша Ассоциация создана в 1994 году. То есть задолго до того, как Россия приняла критерии ВОЗ. Это было вызвано тем, что в ту пору показатели младенческой смертности в нашей стране значительно превосходили мировые показатели. И медики, прежде всего педиатры, акушеры-гинекологи, специалисты по лучевой диагностике и другие врачи решили объединить свои усилия для изменения ситуации. Теперь Ассоциация насчитывает более двух тысяч человек - представителей 18 врачебных специальностей.
Конечно, в нее входят и неонатологи, и акушеры. Планирование семьи, само зачатие, рождение, выхаживание, дальнейшее развитие ребенка - все входит в нашу орбиту. Подобная преемственность позволяет, в случае необходимости, использовать профессиональные возможности всех специалистов. Могу привести такой пример. В нашей ассоциации академики Лео Бокерия, Александр Коновалов, академик РАМН Галина Савельева. Вместе с ними мы разрабатываем рекомендации по выявлению пороков развития сердца, центральной нервной системы на этапах внутриутробного развития плода и их дальнейшей коррекции в первые недели жизни.
Эти рекомендации внедрены? О них знают периферийные специалисты?
Николай Володин: Знают. Используют в практике работы женских консультаций. Если патология выявлена, то беременная направляется на роды в перинатальный центр, а затем в специализированное кардиохирургическое или нейрохирургическое учреждение.
Николай Николаевич, существуют так называемые стандарты оказания медицинской помощи. Ваши рекомендации им соответствуют или идут в разрез с ними?
Николай Володин: Мы руководствуемся тем, что лечить надо не болезнь, а больного. И это особенно важно, когда речь о выхаживании новорожденных. Роль Минздрава России очень велика в нашем деле: оснащение наших учреждений - это их забота. И в последнее время она особенно заметна. Наличие современного оборудования предоставляет огромные возможности медикам. Но и медики должны владеть новыми технологиями. Этим как раз занимается наша Ассоциация.
Бываю на международных форумах медиков. К сожалению, представители отечественной медицины редко выступают с основными докладами...
Николай Володин: К нам это не относится. В последние годы на международных конгрессах наши представители выступают не только на секционных, но и на пленарных заседаниях. Особенно когда речь идет о реанимации, интенсивной терапии. А тот факт, что летом нынешнего года Всемирный конгресс специалистов перинатальной медицины собрался в Москве, говорит о высоком авторитете наших специалистов на мировом уровне. Президент России Владимир Путин, выступавший на конгрессе, высоко оценил деятельность российских медиков и отметил снижение младенческой смертности более чем на 50 процентов.
Не раз видела этих крох весом в пятьсот граммов. Как к ним подступиться? Согласитесь, ведь это целая наука...
Николай Володин: Конечно, соглашусь. Они отличаются от здоровых детишек разнообразными проблемами со здоровьем и нуждаются в особых условиях. Температура, влажность, свет, шумоизоляция, адекватное питание - все важно. Более того, один ребенок с весом в 500-600 граммов отличается от другого с таким же весом. У одного мама - практически здоровая женщина, а у другого - с букетом болезней, нездоровым образом жизни. Это обуславливает состояние ребенка. Поэтому для каждого малыша создается специальная программа выхаживания, подходящая именно ему. Кроме этого, выхаживание недоношенных детей - не только медицинская, но и социальная проблема. Важно, чтобы ребенок не просто выжил, но и вырос здоровым человеком. Преемственность медицинской помощи помогает этому, а наша ассоциация как раз ее и обеспечивает.
Может, я ошибаюсь, но мне кажется, что сейчас решены многие проблемы таких детей. Есть кювезы, есть приборы искусственной вентиляции легких. А вот как с питанием? Ведь такой малыш не может самостоятельно питаться.
Николай Володин: Действительно, необходимость выхаживания детей с экстремально низкой массой тела обострила проблему питания. У этих детей отсутствует сосательный и глотательный рефлексы. Поэтому они не могут самостоятельно питаться. Уже с первых суток через зонд дети получают в малых дозах грудное молоко. Кроме этого они получают питательные вещества из специальных смесей, которые вводятся им внутривенно. Эти смеси - лекарства, без которых малышам не выжить.
Что это за смеси? Их дают в больнице или их надо где-то купить?
Николай Володин: Выхаживание детей с низкой массой тела целиком обеспечивает государство. Смеси должны быть и они есть в таких учреждениях. Например, смеси с аминокислотами, с жирными кислотами, смеси поливитаминные. Ребенку в обязательном порядке нужны и те, и другие, и третьи. Количество вводимых смесей определяется специалистом с учетом состояния ребенка, его массой тела и возрастом.
И долго малыш находится на таком рационе?
Николай Володин: Это зависит от состояния малыша. Постепенно идет перевод на грудное вскармливание.
На Всемирном конгрессе зарубежные коллеги говорили о смесях, содержащих микроэлементы, которые очень важны. Как я поняла, у нас таких смесей нет?
Николай Володин: К сожалению, вы правы. Хотя такие смеси - важнейший аспект правильного формирования органов и систем новорожденного. Но эти смеси, к сожалению, не производятся в нашей стране.
Но ведь и другие смеси - "иностранцы". Почему же мы не закупаем смеси с микроэлементами?
Николай Володин: Потому что смеси с микроэлементами для новорожденных у нас не зарегистрированы. Очень надеемся, что в ближайшее время наша Ассоциация поможет эту проблему решить. И на предстоящем очередном Российском конгрессе специалистов перинатальной медицины, который пройдет в Москве 23-24 сентября нынешнего года, мы расскажем своим коллегам об этом. Понимая важность проблемы, Ассоциация подготовила проект методических рекомендаций по применению парентерального питания новорожденных с экстремально низкой и очень низкой массой тела, который включает, в том числе и вопрос, связанный с микроэлементами. Проект будет представлен на упомянутом нами VIII ежегодном Конгрессе специалистов перинатальной медицины.