Евгений Владимирович, на форуме довольно обширно представлена образовательная тематика, мероприятия проходят в том числе и на площадке вашего университета. Какие проблемы там обсуждаются?
Евгений Чупрунов: У нас прошла представительная международная конференция с участием американских коллег - обсуждали вопросы развития образования в области инновационного предпринимательства, его эффективного внедрения в России с помощью опыта западных вузов. Мы считаем, что предпринимательская подготовка в современном мире является необходимым дополнением к качественному базовому образованию выпускника. Если конкретизировать, то это такие направления, как образование в области патентного права, интеллектуальной собственности, навыки ведения бизнеса безотносительно к той сфере, в которой получено основное образование. Ну и общечеловеческая культура - это и есть слагаемые успеха.
На нашей площадке собрались эксперты российско-американской программы "Эврика" (EURECA - Enhancing University Research and Entrepreneurial Capacity - "Развитие научно-исследовательского и предпринимательского потенциала университетов").
Она стартовала в 2010 году, на конкурсной основе были выбраны два российских национальных исследовательских университета, им были подобраны американские партнеры, и сформированные таким образом партнерства запустили совместные проекты. Среди российских вузов было два победителя: санкт-петербургский ИТМО и ННГУ. Сейчас - основной этап реализации программы, мы активно сотрудничаем с двумя американскими исследовательскими университетами: c университетом Мериленда и с университетом Пурдью, которые стабильно входят в сотню лучших вузов мира. Идея сотрудничества - развитие инноваций и предпринимательского образования.
Например, совместно с американскими партнерами мы проводим конкурс инновационных бизнес-идей "ИнноБизнес", смысл которого в следующем: студент или аспирант, у которого есть бизнес-идея, должен за две минуты ее изложить. Образно говоря, входишь в лифт, а там человек с мешком денег стоит. У студента задача за короткое время уговорить этого человека профинансировать проект.
Действо красивое, любопытное. Оцениваются коммерческий потенциал идеи, ее новизна и качество выступления. В жюри - компетентные люди от науки и бизнеса. Но самое главное - результат: пять участников, набравших максимальное количество баллов, получают возможность съездить на недельную стажировку в США. В этом году конкурс проходит уже второй раз, в ближайшие дни очередная группа победителей отправиться в университет Пурдью. Ребята получают возможность повысить качество своих бизнес-идей и даже найти и потенциальных инвесторов.
Каков ожидаемый эффект от таких поездок?
Евгений Чупрунов: Конечно, говорить о том, что ребята приедут и сразу же создадут свое предприятие, не будем. Посмотреть, перенять какой-то опыт. Наша задача - научить, как упаковать свою бизнес-идею и дать возможность ее преподнести. Механизмы бизнес-образования внедряются на Западе на всех факультетах, а применительно к России мы должны говорить о том, что этому сначала надо научить не студентов, а преподавателей. Вообще мы планируем, что к 2020 году не менее 70 процентов наших выпускников будут проходить обучение по предпринимательству.
Переход к системе бизнес-образования предполагает выдачу дипломов международного образца?
Евгений Чупрунов: Дипломы останутся те же самые, будем выдавать сертификаты о том, какие курсы прослушал студент. Значимость такого сертификата зависит от того, кто его выдает. Если выдает ведущий вуз РФ, то на него и смотреть будут с не меньшим уважением, нежели на диплом зарубежного университета. Государство сейчас нацеливает нас на то, чтобы вузы раскручивали свои бренды.
Есть ли аналогичные программы сотрудничества с европейскими вузами?
Евгений Чупрунов: Конечно, есть - в частности, программа Европейского союза TEMPUS, которая реализуется последние 15 лет. Консорциум из российских и европейских вузов подает конкурсную заявку на совместный проект. Например, это может быть изучение способов коммерциализации интеллектуальной собственности или вопросы трасфера знаний.
Мы за это время выиграли 18 таких проектов. Подобных результатов не добились ни санкт-петербургский университет, ни великий МГУ. А вузы Европы, с которыми мы сотрудничали - это вузы Франции, Англии, Великобритании, Ирландии и других стран.
В целом программ много, тут главное "не переесть". В свое время мы себя зарекомендовали, и последние два-три года уже не мы просим: "возьмите нас в совместный проект по освоению гранта". Теперь уже нам предлагают сотрудничество. Примерно три года назад аналог нашего министерства образования в США предложил американским вузам выбрать университеты-партнеры в России для совместной работы. Нас выбрал университет Флориды. Мы никогда с ним не сотрудничали, а теперь в рамках проекта открыли новое направление подготовки "туризм" и ведем обмен студентами: наши приезжают на практику в Америку, а американцы едут к нам.
Вы находитесь в постоянном диалоге с вузами-партнерами, часто выезжаете к ним. Что нового может привнести в эту практику такой форум, как "Будущее России"?
Евгений Чупрунов: Общение и ничего другого. А ждать от него чего-то большего и не стоит. Встретились и сразу договорились - такого не бывает, я не верю в бизнес-любовь с первого взгляда. А интенсивное общение с коллегами на подобных форумах помогает подготовить почву для дальнейшего сотрудничества.