Из пятидесяти представленных в конкурсной программе фильмов жюри выбрало десять победителей. Главный приз получила картина сербского режиссера Срджана Голубовича "Круги" (Сербия, Германия, Франция, Хорватия, Словения). Она же победила в номинации "Лучшая мужская роль".
Лента посвящена войне в Югославии, точнее неутихающему эху этой трагедии. Сербский солдат Марко попытался заступиться за мусульманина и был убит своими же соотечественниками. Спустя много лет родственники и друзья Марко встают перед дилеммой: мстить убийцам или простить их. Карен Шахназаров, вручавший статуэтку, отметил, что решение по этой картине жюри приняло единогласно.
Приз за лучшую женскую роль получила иранская картина "Письма под дождем". Вручил его Дмитрий Дюжев. Также актер спел а капелла фрагменты из двух песен.
Следом за ним вышел Александр Гордон, которому поручили назвать победителя в номинации "Лучший сценарий". К слову, им вновь оказался иранский фильм "Письма под дождем". Гордон стал самым остроумным гостем церемонии. С публикой он поздоровался на трех языках: русском, украинском и еврейском. По признанию телеведущего, "в нем живут и борются три этих народа".
- Я жертва толерантности, - подытожил он, вызвав смех в зале.
Затем Гордон заявил, что сначала собирался прочесть стихи, но передумал, когда увидел поющего Дмитрия Дюжева.
- Я не могу позволить петь Дюжеву безнаказанно! - пошутил он. - Мы с ним еще в лимузине, когда ехали на церемонию, соревновались, кто кого перепоет.
После чего Гордон неожиданно мощным голосом исполнил отрывок песни на украинском языке.
Победителем в номинации "Лучшая режиссерская работа" стал египетский фильм "Новый день. Новая надежда". Интересно, что его автор - молодая женщина Хала Лотфи. Награждал ее известный польский режиссер Кшиштоф Занусси.
- Я сам христианин, и тем более меня радует, что представители других вероисповеданий имеют такие фестивали, - обратился он к залу. - Если мы все уйдем в глубину веры, то сможем там встретиться. Только поверхность ведет нас к конфликтам. А глубина всегда объединяет, - закончил он под бурные овации.
Нашел Занусси и теплые слова для татарской части аудитории.
- Возможно, не все знают, но у нас в Польше уже несколько столетий живет маленькая татарская диаспора, - рассказал режиссер. - И она выдала огромное, непропорциональное число выдающихся людей.
И наконец, Кшиштоф Занусси преподнес татарстанцам сюрприз. Он сообщил, что заканчивает монтаж новой картины, в которой принимает участие Чулпан Хаматова.
Церемонию закрытия IX КМФМК проникновенной речью завершил председатель жюри Карен Шахназаров.
- Хочу поблагодарить зрителей. Такого количества людей в кинозалах на фестивалях я давно не видел. Вспоминаю 90-е годы, когда кинотеатры в России вообще не работали. Молодежь этого не понимает, а мы-то знаем. Мой старший сын 93-го года рождения вообще не видел кино до восьми лет. Только по телевидению или на кассетах VHS. Я взял его однажды на кинофестиваль в Карловых Варах. Он меня упросил. А там же все картины на чешском языке с английскими и французскими субтитрами. Шел довольно скучный фильм, Ваня не понимал ни слова, но он сидел, открыв рот! И когда мы вышли, я спросил: "Ну что, тебе понравилось?" Он сказал: "Очень! Очень!" Я спросил: "А что тебе понравилось?" Он ответил: "Движение". Порой я задавал себе вопрос, а стоило ли посвящать всю свою жизнь кино? Но когда ты видишь полные залы, как в Казани, когда люди, затаив дыхание, следят за этим "движением" на экранах, то понимаешь, что не зря мы работаем. Пожалуйста, ходите в кино!