12.09.2013 08:40
    Поделиться

    В школах Новосибирской области появились инженерные классы

    В этом учебном году в ряде новосибирских школ открылись инженерные классы. Они стали дополнением к уже работающей сети специализированных классов математического и естественнонаучного направлений в общеобразовательных учреждениях Новосибирской области.

    О том, как в Новосибирской области развивают способности детей к различным наукам и зачем это нужно, корреспондент "РГ" расспросил директора областного "Центра дополнительного образования детей "ДИО-ГЕН" Галину Куклину.

    Галина Куклина: Одна из функций ДИО-ГЕНа - участвовать в разработке и реализации инновационных проектов, связанных с развитием детской одаренности и повышением качества и уровня образования в регионе. 

    Так, три года назад мы стояли у истоков создания сети специализированных классов математического и естественнонаучного направлений. Все знают о знаменитой физматшколе Академгородка, основанной академиком М.А. Лаврентьевым, сегодня у нее другое название - СУНЦ НГУ, но суть дела это не меняет. За полвека своего существования в 

    ФМШ-СУНЦ, а также в лучших школах Новосибирска накоплен бесценный опыт, который надо сохранить и преумножить. И сеть спецклассов именно для распространения этого опыта и была создана. Специализированное обучение помогает школьникам переходить на вузовскую ступеньку, ведь для работы  в таких классах привлечены преподаватели вузов  и научные сотрудники. 

    А создание инженерных классов - попытка выйти на новый качественный уровень в школьном образовании - в научно-техническом, инженерно-конструкторском направлении.

    Для того, чтобы преодолеть отставание от других регионов в этой области, многое уже делается. На базе Технопарка Новосибирского Академгородка создана инжиниринговая магистратура, современных инженеров готовят в НГУ и НГТУ, других вузах города. В Проекте Новосибирской муниципальной целевой программы развития креативной молодежи уделено особое внимание возрождению системы подготовки инженеров-конструкторов высокого уровня (будущих Кулибиных) и квалифицированных технологов - тех кто будет внедрять их изобретения в производство. 

    В лучших школах Новосибирска уже наработан определенный опыт в этой сфере. Так, в гимназии № 3 очень серьезно занимаются программированием, а в школе № 112 построен настоящий цех на 300 квадратных метров с современными станками. Есть хорошие наработки и в районах области. 

    Что такое одаренность ребенка и как ее развивать?

    Галина Куклина: В Концепции одаренности, принятой правительством РФ, записано так: "качество психики, которое развивается всю жизнь". Одаренность - это мотивация к развитию выше среднего уровня. 

    Чем мы можем помочь ребенку, имеющему такую мотивацию? - увлечь его, предложить ему занятия различной деятельностью, чтобы он мог многое попробовать и выбрать для себя самое увлекательное на свой "вкус". Задача взрослого окружения - создать развивающую среду или, как формулировал Лев Выготский, - "деятельностное направление, развивающее познавательную способность ребенка".

    И чем младше ребенок, тем более квалифицированные люди должны с ним работать, создавая для него эту среду предельно мягко и тактично - чтобы он сам хотел развиваться в этом направлении и при этом не перегружался! Способный ребенок, который обогнал своих сверстников, требует сугубо индивидуального подхода. Он максимально уязвим и не защищен, нужно, не останавливая его развитие в направлении, которое он предпочитает, наполнять его жизнь и другими возможностями. Это колоссальная работа - качественное психолого-педагогическое сопровождение одаренного ребенка, тьюторство - и тут мы серьезно отстаем не только от Москвы, но и ряда регионов европейской части России.

    Чему самому главному надо научить ребенка?

    Галина Куклина: Чтобы он был независим в мышлении, чтобы научился исследовательскому отношению к жизни и к миру. Чтобы умел разобраться в чем-то самостоятельно, продвинуться и получить от этого удовольствие. 

    Как преподавателю математики мне всегда хотелось, чтобы ребенок, взрослея, понимал, что может развиваться самостоятельно. Но с чем я сталкиваюсь, работая со старшеклассниками? Многие из них уже имеют навыки самообразования, но слабы эмоционально и психологически. Из-за слабой самооценки они не ценят себя как человека, которому нужно сохранять здоровье для долгой и успешной жизни. Они, как правило, не умеют заботиться о своем здоровье, здесь сказывается и подростковый период и особенность нашего менталитета, увы.

    Но есть ли в нашем сегодняшнем обществе запрос на развитие одаренных детей?

    Галина Куклина: С одной стороны есть запрос от государства - запрос на кадры необходимые для обороноспособности страны - повышение качества математического, естественнонаучного и научно-технического образования.

    С другой стороны, есть запрос родителей, и он у нас не на последнем месте, это - создание среды для развития каждого ребенка! Впрочем, эти запросы тесно связаны.

    Основным ресурсом для экономического развития Новосибирской области являются кадры, способные и готовые к постоянному саморазвитию и решению нестандартных задач в науке, высокотехнологичном производстве, управлении.

    Будущее региона немало зависит от того, как много талантливых, одаренных и способных ребят смогут быть успешными в выборе своего будущего и будут рады жить и работать в нашем окружении. 

    И одной из главных задач Центра "ДИО-ГЕН" является создание обогащенной среды для развития детской интеллектуальной одаренности максимально возможного числа детей Новосибирской области, разнообразных условий - максимально доступных каждому ребенку, независимо от места проживания и социального статуса семьи.

    Есть ли у ДИО-ГЕНА так называемые "мегапроекты"?

    Галина Куклина: В Новосибирске на широкую аудиторию, не внутри одного общеобразовательного учреждения, пока развиваются единичные проекты, связанные с экспериментальной, учебно-исследовательской работой с детьми, в том числе Летняя естественнонаучная школа "Лаборатория Z" и Молодежный научно-исследовательский центр в ДИО-ГЕНе, но этого недостаточно. Хотелось бы создать свой региональный научно-образовательный центр, подобно тому, какие есть за рубежом - музеи науки и технологий. Такая структура, как мощный магнит, притягивала бы способных детей, которые выбирали бы себе занятие по душе, и увлеченных педагогов, ученых и инженеров, способных передавать молодежи свою увлеченность через собственные проекты. 

    Кроме этого, на базе бывшего Детского оздоровительного образовательного центра им. Олега Кошевого (где традиционно проводится Летняя естественнонаучная школа "Лаборатория Z") можно создать круглогодичный международный молодежный научный центр. К нам хотят приезжать педагоги с детьми из других регионов и стран - наши бывшие выпускники и коллеги, партнеры - настоящие и будущие.

    Справка "РГ"

    Инженерные классы открыты в школе № 112, гимназии № 14 "Университетская", техническом лицее № 176 Карасукского района, гимназии № 3 в Академгородке, гимназии № 16 "Французская", гимназии № 1, экономическом лицее (г. Новосибирск), гимназии № 6 "Горностай", лицее № 176, школе № 159 с углубленным изучением математики и физики, лицее № 200, экономическом лицее (г. Бердск), гимназии № 7 "Сибирская", школе № 153 и школе № 28 с углубленным изучением математики.

    Поделиться