12.09.2013 06:52
    Поделиться

    Урал не сумел отстоять право называться родиной самовара

    В Свердловской области выделен очередной транш на развитие внутреннего туризма: почти 24 миллиона рублей из областной казны пойдут на раскрутку трех перспективных гостевых маршрутов - в Невьянск, Ирбит и Верхнюю Синячиху. Средства выделяются на создание достойной инфраструктуры приема туристов.

    Согласно целевой программе "Развитие туризма в Свердловской области", рассчитанной до 2016 года, 2013-й должен был стать прорывным в развитии въездного туризма. Предполагалось создать в регионе 12 туркластеров, в каждом из которых гостей ожидали бы удивительные открытия. На реализацию этих проектов изначально заложили почти 188 миллионов рублей. Но ожидаемого скачка не случилось.

    Вернуть на родину

    Специалисты называют более десятка причин, мешающих развитию въездного туризма на Среднем Урале. Большинство из них носит объективный экономический характер, в том числе неразвитая инфраструктура гостеприимства, плохие дороги, отсутствие "сформированных туристических продуктов" и инвесторов. Все это так, однако, как оказалось, и субъективные факторы играют свою негативную роль. Почему, к примеру, интереснейшие исторические объекты и артефакты у нас прозябают, тогда как в соседних регионах их сумели превратить в раскрученные бренды и используют для привлечения туристов.

    Самый показательный пример - Красноуфимский район. В частности, одно из красивейших мест Среднего Урала - поселок Нижнеиргинский. В начале нулевых все ведущие телеканалы страны  показывали сюжеты из этого села, где обнаружили сразу две сенсации. Во-первых, здесь поставлен единственный в России монумент в честь отмены крепостного права. Возвели памятник на деньги местных жителей в далекие времена царствования Александра II. Поставили на высоком холме, где остро ощущаешь красоту и простор здешних мест. Символ свободы простоял до возвращения права свободно покупать землю.

    Второй сюрприз Нижнеиргинского не менее символичен. Оказалось, что это уральское село - истинная родина российских самоваров. В архивах нашелся документ, подтверждающий, что в 1740 году иргинские мастера изготавливали медные самовары: местные ремесленники пытались контрабандой провезти самовар мимо таможни, но были пойманы. Товар описали и изъяли, а самих контрабандистов наказали. О чем и свидетельствовал найденный таможенный документ. Подчеркну: в Туле, которую официально принято считать родиной русского чудо-чайника, самоварное ремесло наладили только спустя три десятилетия. Чем не повод для пропаганды достижений уральских мастеров? Но отобрать национальный бренд у Тулы не удалось. Об открытии предпочли забыть.

    - Мы хотели было установить памятник самовару, отремонтировать сельский музей, но денег на это у властей не нашлось. Мы сами учредили День самовара и ежегодно отмечаем его со школьниками, - рассказывает учительница и по совместительству хранитель музея Татьяна Смирнова.

    За последние десятилетия она провела экскурсии от силы для десятка туристов, коих случайно занесло в эти края. Куда чаще приезжают в Нижнеиргинский скупщики антиквариата - и уникальные самовары уходят за гроши.

    - Нижнеиргинский был одним из тех проектов, которые мы предлагали включить в областную программу развития туризма. Он мог стать основой туристического кластера. От бюджета  вложений просили минимум - полмиллиона рублей на ремонт музея и строительство смотровой площадки у памятника отмене крепостного права. Но нам отказали, - рассказала руководитель управления культуры Красноуфимского округа Марина Башкирцева.

    По некоторым данным, проект не стали и рассматривать, просто исключили из плана. На том возвращение самовара на историческую родину и прекратилось. Но флаг подхватили в… соседнем Пермском крае: в поселке Суксун, расположенном всего в нескольких десятках километров от Нижнеиргинского, установили памятник самовару. Он стал центром раскрученного туристического  маршрута под названием "Суксун - родина самовара".

    Недостающее звено

    Еще один не менее показательный пример упущенных возможностей - история с цепями боярина Романова. В музее пермского старинного городка Чердынь хранится уникальный экспонат - трехпудовые кандалы боярина Михаила Никитича Романова, дяди первого русского царя из рода Романовых, сосланного в здешние места Борисом Годуновым. Этот артефакт стал основой одного из туристических маршрутов Пермского края. Ежегодно в Чердынь посмотреть на оковы "ныробского мученика" и поклониться им приезжают 57-59 тысяч паломников. И власти региона немало вкладывают в дальнейшее продвижение проекта. В частности, недавно здесь открылся информационно-туристический центр.

    Но мало кто знает, что часть священной реликвии - 25 звеньев цепей боярина Романова весом в несколько десятков килограммов - хранится в краеведческом музее Красноуфимска. Этот артефакт еще в царские времена был приобретен местным дворянином, после революции стал народным достоянием, десятилетиями хранился в запасниках музея и только в девяностые годы выставлен в действующей экспозиции.

    Приложиться к цепям мученика приходит немало верующих. В небольшом музейном зале люди встают на колени и молятся. "Чтобы не потерять экспонат, мы даже не очень хотим проводить экспертизу цепей. Пусть живет слух, что это подделка", - полушепотом признались мне смотрители музея. Подлинность красноуфимских звеньев действительно современной экспертизой не подтверждена. Но в музее хранятся документы еще царских времен, где сказано, что артефакт настоящий. Любопытно, что даже в дни празднования 400-летия дома Романовых этот музейный экспонат не заинтересовал министерство культуры Свердловской области.

    Свои приоритеты

    - Среднему Уралу необходимо определить свой туристический бренд и сосредоточиться на нем, - примерно так объяснили невнимание к некоторым культурным объектам в Центре развития туризма Свердловской области.

    Приоритеты ищут уже несколько лет. Растеряться есть от чего: на территории области расположено 942 памятника истории и культуры, в том числе 92 - федерального значения. Приведенные выше к этому официальному списку не относятся. Складывается впечатление, что при определении объемов финансирования исходят из чисто количественных показателей. Если не брать во внимание Екатеринбург, то верхнюю строчку "рейтинга" занимает Ирбит (здесь 79 памятников), далее следуют Нижний Тагил и Верхотурье (по 66), Невьянск (46), Каменск-Уральский (45), Алапаевск (24). Эти города и вошли в программы развития внутреннего туризма.

    Но даже такой фильтр не дает четкого понимания, кого-таки следует поддерживать. Несколько лет назад главной темой было восстановление Верхотурья. В этот красивый старинный город, пафосно именуемый "духовной столицей Урала", планировалось вложить 8 миллиардов рублей и довести турпоток до 350 тысяч человек  в год. В осуществление этого плана готовился инвестировать и бизнес. На обсуждение правительства было выдвинуто несколько коммерческих проектов, около десятка из них получили одобрение и обещание поддержки - с условием, что предприниматели начнут вкладывать собственные средства.

    Нынче о программе возрождения Верхотурья вспоминают нечасто. На повестке другой проект - развитие Нижнего Тагила как столицы особой горнозаводской цивилизации. По расчетам, его раскрутка повлечет рост турпотока до 1,5 миллиона человек в год.

    Остановятся ли чиновники на этом варианте туристского бренда Среднего Урала, не ясно. По мнению представителей Ростуризма, проект оригинален, и в этом его главный плюс: "Это целый пласт промышленной истории округа, совершенно другой России. Но для того, чтобы задумка  сработала, проект нужно раскручивать, продавать и рекламировать как на федеральном, так и на региональном уровнях. Туризм как погружение в другую среду очень востребован сейчас на Западе. Нужно ловить и прививать этот тренд", - отмечено в заключении ведомства.

    Справка "РГ"

    Согласно программе предполагается к 2016 году в 3,2 раза увеличить количество туристических маршрутов -  с 30 до 95 - и довести оборот внутреннего туризма в Свердловской области до 1,59 миллиарда рублей в год.

    Поделиться