На предприятии из практически бросовой древесины производят товар, востребованный на рынке. Вложения, по словам инвестора, через пять лет "железно окупятся". А скорее всего, раньше. Речь идет о 120 миллионах рублей, 20 из которых предоставило в виде льготного кредита инвестиционное агентство Тюменской области. Оборудование итальянское, оно позволит добиться высокой производительности. Причем простои исключены - работают здесь круглосуточно.
Продукция несложная - это, собственно говоря, доски, из которых будут сколачивать поддоны, преимущественно для перевозки продукции нефтехимии и стройматериалов. Между тем требования к изделиям жесткие и по характеристикам дерева, и по крепости конструкции, и по качеству обработки. При экспорте груза к поддону должен прилагаться международный сертификат безопасности. Подведет - поставщик понесет ощутимые убытки.
Один из руководителей компании-инвестора Игорь Драчев раскрывает суть перемен на примере изменения "КПД березы" при производстве фанерного кряжа. С каждой лесной деляны для этого пригодно приблизительно 15 процентов заготовленной древесины. Остальное - ни туда, ни сюда, хоть на дрова пускай. Но и это не худший вариант - нередко некондиционное сырье с целью санитарной и противопожарной очистки лесосеки просто отправляют в костер. В Тумашово же приблизительно половина таких отходов идет в разделку. Ну а остаток здесь превратят в щепу. Ее при рачительном подходе к делу также можно достаточно эффективно использовать - в качестве топлива. Лучше, конечно, не в примитивной деревенской печке, а в топках котельных.
Поскольку в Тюменской области, точнее в Заводоуковском районе, уже накоплен значительный опыт отопления многоквартирных домов и производственных помещений отходами лесопереработки (на них перевели уже шесть котельных), власти решили его распространить.
На юге области свыше 1,5 тысячи котельных. Подавляющее большинство работает на газе. Прочие, находящиеся, как правило, в малолюдных селениях, вдали от газопроводов, нещадно коптят, сжигая постоянно дорожающие уголь и мазут. Подключиться к магистральной газовой сети затратно, сжигать мазут убыточно. Как показала практика, альтернативным топливом, сравнительно дешевым, могут стать опил и щепа. Правда, при непременном условии: лесоперерабатывающее предприятие должно быть недалеко от котельной - дальняя перевозка отходов съедает всю выгоду.
Специалисты областного департамента ЖКХ пришли к выводу: минимум 62 котельных целесообразно перевести на древесные отходы. Согласно подсчетам, они обойдутся в полтора-два раза дешевле угля и газа. В Упоровском районе, к примеру, определена пара перспективных котельных, перевод которых на такое топливо позволит экономить в год около трех миллионов рублей. О величине бюджетных трат на модернизацию пока не сообщается. Губернатор Владимир Якушев, познакомившись с выкладками экономистов, дал добро на реализацию проекта и даже поручил выяснить, есть ли экономический резон в использовании опилок в частных домовладениях, находящихся вне сети газоснабжения. Технические эксперты говорят, что в обыкновенной печке щепа, быстро сгорая, вряд ли позволит долго сохранять тепло в доме. Чтобы сэкономить на дровах, нужна особая печь - этакая энергосберегающая мини-котельная.
Перевод больших теплоисточников с одного вида топлива на другой тоже потребует приобретения новых агрегатов. Предстоит смонтировать специальные блочные котельные - по типу успешно апробированных в Заводоуковском городском округе. Они в достаточной степени автоматизированы, неприхотливы - топки справляются даже с влажным опилом. Старые же котлы оставят в резерве.
Еще один перспективный вид топлива - пеллеты, гранулы из древесных отходов. За их производство в России взялись в прошлом десятилетии десятки предприятий. Результат неутешительный: многие разорились, другие на грани банкротства. Ситуацию проанализировало национальное лесное агентство развития и инвестиций. Его исполнительный директор Виталий Липский называет три основных причины неудачи: поставщики древесины диктуют слишком высокую цену, нет высокотехнологичных линий отечественной сборки, низок спрос на продукцию.
- С 2000-го по 2013 год древесина подорожала в 2,5 раза, тарифы на электроэнергию выросли вчетверо, средняя по отрасли зарплата - в восемь раз. А стоимость пеллет увеличилась лишь на 25 процентов. Пока получается - производить их невыгодно, особенно малому бизнесу, - подытоживает Липский.
И не только малому. В регионе один крупный холдинг отказался от выпуска пеллет, предпочтя им щепу. Теперь на свой страх и риск запускает их производство (оборудование позволяет выдавать полторы тонны в час) сравнительно небольшая компания, которую финансово поддержало инвестиционное агентство Тюменской области. Она взяла в аренду на полвека лесные массивы, рассчитывая ежегодно получать 38 тысяч кубометров сырья. Главное препятствие для развития - скудный рынок сбыта. Бизнесмены надеются, что дальнейшее подорожание газа, угля и железнодорожных перевозок подтолкнет спрос на пеллеты. А также на то, что региональные власти, субсидируя заготовки низкотоварной древесины и стимулируя модернизацию котельных, ускорят процесс перехода теплоэнергетики на альтернативное топливо.
Справка "РГ"
Лесные ресурсы юга Тюменской области позволяют заготавливать 16 миллионов кубометров древесины в год - это в восемь раз превышает сегодняшний объем заготовок. По расчетам департамента лесного хозяйства, реально пускать в переработку до двух миллионов кубометров в год только некондиционной древесины.