Муниципальный музей Гааги привозит в Москву более сорока работ, позволяющих увидеть путь великого голландца ХХ века от сельских пейзажей к строгим геометрическим композициям, пропорции которых могли передать и ритмы огромного мегаполиса (как знаменитые холсты "Бродвей. Буги-вуги" и "Победа буги-вуги"), и отрешенный теософский поиск создателя неопластицизма.
Ключевая интрига выставки - встреча в одних стенах Пита Мондриана, Казимира Малевича и Василия Кандинского, создателей абстрактного искусства. Для каждого из них абстракции была не бегством в дизайн, а попыткой прорваться к тайнам бытия и космоса. Так, Мондриан осваивал не только основы кубизма в Париже, но и теософскую доктрину Блаватской и "Принцицы пластической математики". Цвета для него несли символическое значение, а горизонтали и вертикали отсылали к устройству Вселенной. Аскет и путешественник поневоле, работавший в Голландии, Франции, Англии, США (две мировые войны много этому способствовали), он оставил после себя больше загадок, чем ответов. То, что спустя двадцать лет после его смерти Ив-Сен Лоран использовал его строгую эстетику и фрагменты работ для своей коллекции моды, говорит не только о созвучности Мондриана эпохе первых космических полетов, но и о "закрытости" его работ. Открытые взгляду, они хранят свою тайну, как математические формулы, оставляя нам возможность удивляться точности композиции и абсолютному слуху художника. Рассказывают, что после его смерти в 1944 году в мастерской в Нью-Йорке нашли несколько незаконченных картин, джазовые пластинки, трубку, паспорт, сертификат об эмиграции и удостоверение о принадлежности Теософскому обществу. Мебель и стены были украшены его фирменными желтыми, красными и синими квадратами. Ничего лишнего - ни в жизни, ни на холстах.
Мондриан, если так можно выразиться, "гвоздь" программы "Дней Голландии в Москве". Но отнюдь не единственный. В Государственном центре современного искусства открывается выставка "Призраки в системе - сценарии действия", которую привозит голландский музей Де Халлен Харлем. Тут зрителей ждут видеоработы и инсталляции художников "нулевых", которым пришлось самоопределяться в эпоху глобализации, экономического кризиса и угроз терроризма. Что может художник противопоставить этому "тотально управляемому миру"? Либо демонстративный уход в субъективную реальность, либо критический взгляд на "процветающий" мир. Впрочем, эти стратегии могут объединяться, как в перформансе Гвидо ван дер Верве "Номер четырнадцать. Дом", для которого видеохудожник написал реквием. В его исполнении в Англиканской церкви Св. Андрея участвовали камерный хор Московской консерватории и оркестр "Времена года".
Другой поворот темы предлагает куратор Елена Сорокина, которая подготовила выставку "Чрезвычайные и полномочные" в центральном зале АRTPLAY в рамках Дней Голландии в России. В роли художников-законодателей - двадцать авторов и арт-групп, в том числе Юрий Альберт, Таус Махачева, Виллем де Рой, группа "Что делать", Герт Ян Кокен, Ирина Корина, Ренцо Мартенс, Кэри Янг, Катарина Зделар... В роли отправного "декрета" - книга, выпущенная в 1977-м Дмитрием Александровичем Приговым. Шесть его декретов - о звере, о воздухе, о близи, о единице, о черном и, наконец, ...о декрете - напоминали разом о большевистском законотворчестве и мечтах художников УНОВИСа. Сегодня возвращение к давнему опыту художника-концептуалиста выглядит вполне актуально.
Пространство выставки в ARTPLAY обещать стать многофункциональным, как планшетник. Во-первых, здесь будет собираться Голландская Арт-Ассамблея, где кураторы, эксперты, художники обсудят новые проекты, старые стратегии и актуальный вопрос, есть ли жизнь для художника за границами выставки и биеннале... Первое заседание уже состоялось. Во-вторых, здесь будут танцевать, маршировать, ставить спектакль. Пространство экспозиции отдано во власть хореографа Анны Абалихиной. Репетиции уже идут полным ходом, и любой посетитель может стать если не участником, то свидетелем парада физкультурников, который балансирует между карнавалом и демонстрацией. Итоговую постановку покажут 17 сентября.