Новости

Налоговая служба расширяет свою работу в Интернете
Пока только каждый двадцатый налогоплательщик сдает налоговую отчетность в электронном виде. Федеральная налоговая служба считает этот вид взаимодействия наиболее удобным и будет развивать электронное взаимодействие максимально возможными темпами.

Об этом в кулуарах расширенной коллегии Федеральной налоговой службы, которая прошла в Нижнем Новгороде, корреспонденту "РГ" рассказал глава ФНС Михаил Мишустин.

"На данный момент на сайте службы работает 35 онлайн-сервисов. А в первом полугодии 2013 года сайт ФНС посетило более 35 миллионов человек. Более 4,5 миллионов физлиц имеют на сайте личный кабинет, самые популярные сервисы - "Проверь себя и контрагента" (ЕГРЮЛ, сведения о регистрации, массовая регистрация), "Узнай свою задолженность", "Узнай свой ИНН", - поделился статистикой Михаил Мишустин.

Мероприятие, участие в котором также приняли замминистра финансов Сергей Шаталов, полномочный представитель президента в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич и губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев, было посвящено итогам работы Налоговой службы за первое полугодие 2013 года и основным задачам до конца года.

Количество граждан, которые для решения налоговых вопросов, будут использовать интернет, вырастет за счет работы сети филиалов федерального казенного учреждения "Налог-Сервис", основной задачей которых является общение с налогоплательщиками с использованием современных технологий, подразумевающих всестороннее использование сети интернет.

В основном граждане обращаются в налоговую службу через интернет за уведомлениями (43 процента), то есть для того, чтобы узнать свою задолженность по тому или иному виду налога (транспортный, на имущество) и проинформировать об ошибках в начислении платежей. Трети налогоплательщиков требуется информация о начислении налога на доходы физических лиц и еще 15 процентов заходят на сайт центра для пользования электронными услугами.

Михаил Мишустин, выступая на коллегии, отметил, что ситуация со сбором налогов осложнена объективными экономическими причинами, среди которых снижение темпов экономического роста.

В этих условиях очень важно правильно работать с задолженностью, считает чиновник. И, в принципе, налоговым это органам удается. За последние 5 лет отношение долгов по налогам к поступлениям в бюджет снизилось с 18,6 процента до 10,4 процента на 1 июля 2013 года. Этот показатель, кстати, характерен для стран с развитой экономикой.

"Именно поэтому нами сделана ставка на четко организованную, технологическую и адекватную современной структуре бизнеса систему налогового администрирования", - подчеркнул он.

Современные технологии действительно позволяют серьезно экономить время. Можно не только завести личный интернет-кабинет на портале, но и узнать номер своего ИНН, подать заявление о постановке на учет, заплатить налоги, получить выписки из единых госреестров юридических лиц или предпринимателей (ЕГРЮЛ и ЕГРИП). Есть возможность подать электронные документы на госрегистрацию, записаться на личный прием для выяснения оставшихся вопросов.

"На данный момент 75,6 процента юридических лиц уже сдают декларации в электронном виде", - уточнила для "РГ" начальник управления информационных технологий ФНС России Татьяна Матеева.

На расширенной коллегии было отмечено, что налоговые проверки, которые до недавних пор были настоящей головной болью как для предпринимателей, так и для самих налоговиков, сегодня проходят гораздо более успешно. Благодаря инструментам риск-анализа, они стали более точечными.

"В 1 полугодии 2013 года их количество сократилось на 8 тысяч или на 27 процентов, в то же время в бюджет по их результатам поступило на 9 процентов больше средств, чем в 1 полугодии 2012 года", - конкретизировал Михаил Мишустин.

Есть положительные сдвиги и в работе с жалобами налогоплательщиков. Так, например, введение института обязательного досудебного рассмотрения претензий на вынесенные в ходе этих проверок решения позволило за первые 6 месяцев 2013 года снизить количество жалоб на 12 процентов.

Есть, конечно, и определенные проблемы, которые еще предстоит решить. Полномочный представитель президента России в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич признал, что очень важным продолжает оставаться вопрос о зарплатах налоговых работников.

"24 тысячи рублей сейчас - средняя зарплата по области. А молодежь приходит в налоговые органы на зарплаты от 9000 рублей. При  этом они администрируют гигантские суммы. Это создает определенную напряженность, масштаб соблазнов становится очень велик", - заметил он.

Часть проблем обозначил и губернатор Нижегородской области Владимир Шанцев. "Ни одна область точно не знает, по каким принципам распределяются многие налоги. Вернее, общие принципы понятны, но конкретной информации, на основе которой планируется бюджет, а мы сейчас работаем над подготовкой такого документа на три года вперед, недостаточно. К тому же данные меняются каждый месяц", - заметил он.

У Михаила Мишустина было что на это ответить. Он рассказал, что со следующего года планируется повышение зарплат сотрудников службы, и она вырастет на сумму больше уровня инфляции.

А что касается администрирования и распределения налогов, глава Налоговой службы заметил, что, несмотря на это динамика сбора налогов все-таки позитивная: "всего же с января по август 2013 года в федеральный бюджет поступило более 3,4 триллиона рублей, что на 1,1 процента больше, чем за тот же период прошлого года".

Последние новости