Солистка украинской оперы испортила карьеру записью в соцсетях

Солистка Национальной оперы Украины Екатерина Абдуллина из-за неосторожного высказывания в социальных сетях оказалась в центре политического скандала и испортила себе карьеру.

В пылу интернет-полемики - шел традиционный спор о двуязычии на Украине - она назвала местные школы "быдлячими". При этом Абдуллина выразила удовлетворение, что ее дочь учится в русской гимназии, "среди морально здоровых детей, а не среди быдла". У этой записи оказалось немало читателей, и вскоре высказывания примы обсуждались не только в Интернете. С требованием должным образом наказать певицу за ее "украинофобию" выступили украинские политики всех расцветок и деятели культуры. Отреагировало и непосредственное руководство. Главный режиссер Национального оперного театра Анатолий Соловьяненко заявил, что Абдуллина больше не имеет морального права работать в украинском театре, и предложил ей уйти добровольно, поскольку законных оснований для ее увольнения пока нет.

Но еще больше масла в огонь подлили высказывания Абдуллиной, сделанные позже. Во-первых, она заявила, что скандальную запись в "Фейсбуке" от ее имени написал бывший муж, с которым она плохо рассталась, а во-вторых, объяснила острую реакцию Соловьяненко тем, что ранее "у них были отношения". Кроме того, певица сообщила о поступающих ей угрозах. И действительно, вскоре рядом с оперным театром на нее напали и облили майонезом неизвестные "активисты". Новый виток скандала в оперном театре назвали "абсурдным пиар-ходом или каким-то затмением". Кроме того, там напомнили, что Абдуллина фактически не занята в основном репертуаре, "вокал имеет средненький" и что "она не звезда такого масштаба, чтобы кто-то ей завидовал".

В свою очередь Министерство культуры Украины, ранее потребовавшее от Абдуллиной извинений (которые она так и не принесла, отрицая свое авторство скандальной записи), выступило против применения к певице каких-либо дисциплинарных мер. Хотя, по словам замминистра Виктора Балюрко, этот печальный инцидент может всплыть при присуждении Абдуллиной наград и почетных званий.

Саму певицу скандал, похоже, только приободрил. Так, она заявила, что рассматривает возможность принять участие в ближайших выборах депутатов Верховной рады. Кстати, повторные выборы членов парламента по пяти одномандатным округам, в том числе в Киеве, состоятся 15 декабря .

Комментарий

Иван Соловьев, доктор юридических наук:

-В связи с этой ситуацией возникает юридический вопрос: а можно ли уволить человека за обидные высказывания в Интернете? Отмечу, что российский Трудовой кодекс не содержит таких норм, как увольнения за высказывание в Интернете, если в подобных высказываниях не выдаются секреты компании, не оскорбляется имя организации, а речь идет лишь о сообщениях на общественные темы, не связанные с работой.

Однако это правило не касается госслужащих и тех, в отношение кого действуют определенные ограничения по таким высказываниям. Во многих государственных организациях действуют кодексы этики. Например, есть кодекс этики сотрудников внутренних дел, за нарушение которого могут уволить. Это же относится к таким профессиям, как нотариусы, судьи и так далее. Если же человек работает в обычной коммерческой организации, формально он свободен в своих действиях вне работы. Но, высказываясь на общественные, религиозные темы, критикуя какие-то явления, он рискует быть непонятым тем, кого критикует. Или у его начальника могут оказаться совсем другие взгляды. И если не прямые, то косвенные проблемы, точно могут возникнуть - в сфере межличностных отношений. В целом, отмечу, что все зависит от профессии и от статусности высказывающейся в Интернете персоны - чем выше статус, тем сильнее будет резонанс. Но самые главные контролеры - это наша совесть, внутренняя толерантность, человеческая культура в тонких вопросах. Хотя и статьи за разжигание межнациональной розни, призывы к экстремизму и т.д. в Кодексе об административных правонарушениях и Уголовном кодексе никто не отменял.