К такому выводу пришли участники круглого стола на тему "ГЧП как инструмент проведения экономической политики государства. Региональный аспект", который в рамках Международного бизнес-саммита прошел в Законодательном собрании Нижегородской области (ЗСНО).
В дискуссии приняли участие депутаты ЗСНО, председатель Совета Ассоциации региональных банков России Александр Мурычев, представители Торгово-промышленной палаты Нижегородской области, регионального правительства и республики Татарстан, банковского сектора и бизнес-структур.
В ходе заседания обсуждались вопросы развития финансовых рынков и институтов для повышения эффективности ГЧП, а также проблемы, с которыми сталкиваются инвесторы, в частности привлечения кредитов коммерческих банков. Сроки окупаемости по проектам могут исчисляться десятилетиями, поэтому банки зачастую ведут себя осторожно в отношении с инвесторами и неохотно выдают кредиты.
Как отметил Александр Мурычев, Нижегородская область - один из первых субъектов России, где был принят закон "Об участии в ГЧП", а также необходимые подзаконные акты, устанавливающие четкие правила участия власти и бизнеса в реализации совместных проектов.
- Сегодня нижегородская экономика - одна из наиболее эффективных в стране. Ряд проектов, которые область реализует на основе ГЧП можно поставить в пример другим регионам. У Нижегородской области есть положительный опыт, созданы необходимые инструменты для развития этого направления, в том числе по субсидированию процентных ставок, гарантийному обеспечению кредитов, - подчеркнул Александр Мурычев.
В регионе получили распространение такие формы ГЧП как создание технопарков и совместных предприятий, заключение инвестиционных соглашений. За три года действия закона на основе ГЧП в Нижегородской области построены три ФОКа (Краснобаковский, Лукояновский и Павловский районы), мусоросортировочный комплекс в Городецком районе. В ближайших планах - реализация на основе ГЧП масштабного социально-инфраструктурного проекта по строительству мостового перехода через Волгу в районе Подновья, сейчас ведется поиск инвестора.
- Мировая практика показывает: проекты ГЧП интересны бизнесу как объект долгосрочных инвестиций на менее конкурентном и в целом более предсказуемом рынке. При этом государство, также заинтересованное в реализации того или иного проекта, часто предоставляет гарантии для привлечения дешевого финансирования на длительные сроки. Подобный механизм, в принципе, может действовать и в России, но пока ему не хватает нормативной базы. В федеральном законодательстве пока нет достаточных правовых оснований для инвестирования в долгосрочные инфраструктурные проекты на условиях ГЧП, хотя с помощью именно этого механизма в Правительстве РФ надеются реализовать капиталоемкие проекты на транспорте, в строительстве, в ЖКХ и социальной сфере, - пояснил председатель комитета ЗСНО по экономике, промышленности и поддержке предпринимательству Михаил Гапонов.
По итогам круглого стола принято решение провести мониторинг областного закона с привлечением всех заинтересованных структур и при необходимости внести изменения в действующее региональное законодательство. А также предложить поправки к федеральным законам.
- На наш взгляд, необходимо проработать ряд вопросов, в том числе перехода прав собственности в рамках ГЧП. Надеемся, что предложения, принятые по итогам круглого стола, будут учтены депутатами Госдумы при доработке федерального закона ко второму чтению, - резюмировал председатель ЗСНО Евгений Лебедев.