МВД модернизирует автоматизированную программу защиты свидетелей

Министерство внутренних дел России намерено модернизировать секретную информационную систему "Свидетель", обеспечивающую работу программы по защите особо важных для правосудия персон.

А с будущего года планируется ввести новый порядок пополнения данных о защите свидетелей, которые будут присылать в МВД все спецслужбы. Полицейское ведомство хранит за семью печатями полное досье о всех гражданах, кого охраняют или скрывают от преступников.

С некоторых пор принцип "кто много знает, тот долго не живет" на Россию больше не распространяется: в стране уже несколько лет действует программа защиты тех, кто знает опасную для него, но такую нужную для суда информацию. Таких людей берет под опеку целый ряд специальных ведомств, например ФСБ, наркоконтроль, таможня, Федеральная служба исполнения наказаний и некоторые другие. Но главным координатором всей этой работы выступает министерство внутренних дел. Оно же осуществляет и почти 90 процентов всех мер безопасности

По данным "РГ", в ближайшие дни объединение "Специальная техника и связь" МВД России намерено провести конкурс на разработку программного обеспечения, расширяющего возможности автоматизированной системы "Свидетель". Все работы должны быть закончены до 10 декабря 2014 года. Система должна централизованно хранить и обрабатывать информацию.

Как сказано в конкурсной документации, действующая система "Свидетель" не позволяет выполнять требования, предъявляемые к информационным системам по обработке, хранению и информационному обмену сведениями категории "секретно". Поэтому ее и надо обновить. В том числе планируется усилить ее защиту от посторонних проникновений.

Интересно, что в этой системе ведется в том числе учет угроз охраняемому лицу. Отдельно указываются сотрудники сторонних подразделений, например СОБРа или патрульно-постовой службы, привлекающихся для осуществления мер государственной защиты. Естественно, каких-то особых подробностей, связанных с программой защиты свидетелей, широкой публике не рассказывают.

Однако, по некоторым данным, популярность программы постоянно растет, все больше ценных для правосудия людей попадают под ее крыло.

Количество защищаемых лиц в 2012 году увеличилось в 1,5 раза по сравнению с 2011 годом и составило почти 4 тысячи человек. В этом году, скорее всего, таких подзащитных станет еще больше.

С будущего года в рамках программы может быть введена новая система отчетов. Проект соответствующего приказа уже подготовило министерство внутренних дел. Все ведомства, занимающиеся защитой свидетелей, должны представлять свои доклады в МВД России, а оно будет в свою очередь готовить подробный секретный доклад для правительства. Для чего это нужно? Чтобы анализировать, какие возникают проблемы, что нужно сделать и т. п.

Предыдущий приказ о междведомственных формах отчетности в сфере защиты свидетелей будет отменен. Документ, кстати, проходит под грифом для служебного пользования. Это значит, что даже здесь лишние подробности широкой публике знать ни к чему.

Хотя в принципе меры защиты людей известны. В исключительных случаях закон предусматривает даже изменение внешности. Ведь обиды преступного мира зачастую не имеют срока давности, и порой лучше сделать так, чтобы свидетеля после суда вообще никто не смог узнать. Однако пластические операции за счет государства все-таки скорее исключение, чем правило. И не только по финансовой причине. Здесь еще и сам человек должен решиться на кардинальную смену имиджа. Одно дело - переехать в другой город с новым именем, другое дело сменить лицо. Даже гипотетическая возможность возвращения впоследствии к привычному образу жизни уже никогда не вернет прежней внешности. Поэтому чаще применяется грим, например при перевозке из зала суда в безопасное место.

Как рассказывает начальник управления по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, МВД России генерал-майор полиции Александр Лебедев, наиболее востребованными остаются такие меры безопасности, как "личная охрана, охрана жилища и имущества" (в 2012 году применялась почти 3 тысячи раз) и "временное помещение в безопасное место" (применялась почти тысячу раз).

Еще людям под охраной часто выдают спецсредства, а также средства связи и сообщения об опасности. Это, например, электрошокеры. Могут выдать и специальные трекеры, которые передают от человека сигнал тревоги.

По словам Александра Лебедева, практически всегда охраняемых удается уберечь. Однако "серьезная проблема появляется тогда, когда подзащитный сам нарушает требования безопасности.

Как показывает практика, в большей степени это относится к судьям, следователям, сотрудникам правоохранительных и контролирующих органов", сказал Александр Лебедев.

Как сообщают некоторые источники, в прошлом году было два ЧП, связанных с защитой свидетелей - в центральной части страны и на Северном Кавказе. Уроки извлечены, утверждают специалисты. Тем важнее, чтобы и охраняемый соблюдал дисциплину. "Мы готовим поправки в действующее законодательство, по которым с должностным лицом, при его обращении за госзащитой, необходимо будет составлять договор, - сказал не так давно Александр Лебедев. - Это необходимо, чтобы в случае нарушения требований безопасности защищаемым, мы получили право прекратить в законном порядке его государственную защиту".

Кстати, ежегодно в ходе расследования уголовных дел более 10 миллионов человек выступают в качестве потерпевших и свидетелей. У многих возникают проблемы: им угрожают, на них давят. Некоторых пытаются убить.

Поэтому работы у службы защиты свидетелей, наверное, никогда не убавится. По рассказам специалистов, под охрану попадают самые разные люди: и чиновники, и бездомные. Кстати, за рубежом до 90 процентов попадающих под программу защиты свидетелей имеют криминальное прошлое. Что не удивительно: кому, как не уголовникам, знать интересные суду тайны преступного мира?

Тем не менее ценным свидетелем может стать и простой человек, если у него, как говорится, так сошлись звезды. Например, полицейские Хабаровска некоторое время назад защищали свидетеля по делу о незаконной вырубке леса.

Полицейские уверяют: сейчас жизни и здоровью свидетеля, равно как и его имуществу, ничего не угрожает. А преступники уже осуждены.