Двери на фешенебельный курорт сегодня были распахнуты. И с утра к острову тянулась непрерывная цепочка людей, в основном это были Паштровичи - представители местной общины, давно живущей на побережье Святой Стефан.
Собственно, это именно они построили уникальную крепость, по преданию, решив не делить добытую у разбитых ими пиратов добычу, а построить каждому Паштровичуна острове дом, окружив строения крепостными стенами. Когда к Святому Стефану приближался неприятель, мужчины уходили в горы, а женщины и дети спасались на острове-крепости.
Но в последнее время вход в знаменитую родовую крепость был запрещен вовсе не неприятелю, а самим Паштровичам. Остров, ими обустроенный, у них сначала бесцеремонно отобрала Советская власть, приспособив их родовые дома под дорогой курортный отель и отселив владельцев на "материк", а затем новые хозяева-арендаторы почти столь же бесцеремонно закрыли перед их носом двери, лишив их права взглянуть на родные дома и - самое главное - посетить храмы. Еще 2 года назад в два действующих на острове храма пропускали священника и немногих прихожан - строго по списку.
Сегодня в храмы можно пройти более свободно. Подсвечники возле храма Преображения Господня, расположенного сразу у входа в отель-крепость, уставлены горящими свечами. Но все тянутся наверх, к третьему - новому - храму святого Александра Невского.
Все ждут митрополита Приморско-Черногорского Амфилохия, представителя ОВЦС Московского Патриархата иеромонаха Стефана, отца Синишу, пережившего арест и высылку из Черногории во имя того, чтобы на острове возродился этот храм.
Пока еще не началась Литургия, крестят - с именем Александр, в честь Святого Александра Невского - маленького сынишку местного Паштровича Крысто Радженовича. Отца же ожидает церковная награда за помощь в восстановлении храма. Крещаемый сначала оглашает криком церковный двор, а потом стеснительно позирует многочисленным фотографам.
Но вот раздается колокольный звон, собирающий всех на освящение храма и Литургию. Поместиться в маленьком - 30 квадратных метров - храме всем с обравшимся невозможно, и Литургия транслируется на большую площадку возле храма, переполненную людьми.
Митрополит Прморско-Черногорский Амфилохий не зря называет этот храм "распятым и вновь воскресшим", на его стены почти случайно наткнулись строители бассейна. Это был храм Рождества Богородицы 14 века, по ходу черногорской истории то передаваемый католикам, то возвращенный и заброшенный, и наконец, в 1938 году снова возобновленный стараниями югославской королевы Марии. Может быть, в память о своем муже короле Александре Кара-Георгиевиче, учившемся в России и любившем ее, она назвала восстановленный храм в честь святого благоверного князя Александра Невского.
В 1959 году - в советские времена - храм полностью снесли. Но когда полвека спустя - при строительстве - обнаружилось его основание, Паштровичи бросились защищать святое и памятное для себя место (Рядом с храмом похоронены тысячи детей, умерших в 18 веке от какой-то моровой болезни).
Поначалу арендаторы острова - а им оказалась сингапурская компания "Аман резортс" с хозяином-греком во главе, как ни в чем ни бывало решили строить на месте храма бассейн. Самое большее, на что решалось местное управление по охране памятников культуры - взять часть развалин храма под стекло и показывать отдыхающим отеля как археологическое достояние.
А Паштровичи решили храм восстановить. Это был удивительный порыв веры со стороны местной общины, совершаемый не ради материальных интересов или славы. Видя, что власть - и экономическая, и политическая - глуха к их стремлению восстановить храм, они в один прекрасный день пришли на остров, неся в руках по кирпичу, и … возвели храм.
Всполошившиеся власти приняли решение разрушить возведенные стены. Черногория в этом смысле - политическая сестра Украины или Молдавии - власть смотрит на Запад, и рада была бы успехам раскольнической черногорской церкви, а не канонической Сербской, а народ - по соцопросам - ориентирован на Россию и верен каноническому православию.
И "разрушить храм" для черногорцев - непростое дело. Никто не захотел браться за него. В 3 часа ночи привезли из тюрьмы заключенных, дав в руки кувалды и пообещав досрочное освобождение. Соцопросы не врут про верность черногорцев православию - заключенные побросали кувалды в море. "Мы выловили их и отнесли в музей Паштровичей в древнейшем монастыре Прасквица," - рассказывает бывший в то время владельцем дайвинг-клуба Милорад Джурашевич.
В разгар этой борьбы за веру черногорские Паштровичи попросили помощи российских журналистов. Синодальный информационный отдел Московского Патриархата собрал команду журналистов, пишущих на религиозные темы.
Нас также встретили на самом острове чрезвычайно негостеприимно, из-за неувязок и несогласований не пустили в храм, а когда мы все-таки - стараниями Паштровичей - прошли к нему, то сопровождавшего нас отца Синишу арестовали и, продержав ночь в полицейском участке, выслали в Республику Сербска в составе Босниию-Герцеговины, откуда он родом. А на другой день и российским журналистам, рассматривающим в монастырском музее наградные грамоты русских царей, присланные местным монастырям, объявили "Вас ждет полиция".
Полиция все-таки не посмела нас задержать, и мы продолжили свое дело - встречи с руководством управления охраны памятников культуры и настоятельные вопросы к чиновникам: почему не учитывается мнение православной общины Святого Стефана?
И вот прошло 2 года, и колесо истории повернулось. Отца Синишу пригласили вернуться служить на Святой Стефан, общине разрешили - правда, не из современных материалов, как она порывалась, а из камня - аутентично восстановить православный храм. "Имя" ему дали двойное - Рождества Богородицы, как в 14 веке, и святого князя Александра Невского, как в 20-м.
И вот Паштровичи приглашают на освящение храма своего митрополита и российских журналистов, помогавших им отвоевывать храм. Пока в восстановленном храме крестили младенца Александра, Паштровичи вспоминали о милости Божией над его защитниками: у отца Синиши, у которого долго не было детей, родился ребенок, кто-то обрадован внуками. И все без исключения обрадованы колокольным звоном, плывущем над морем.
- Когда меня выслали, мне было тяжело, как всякому изгнаннику, - рассказывает нам счастливый и взволнованный отец Синиша, - но меня держала только молитва и житие святого Александра Невского, которое я несколько раз перечитывал. Но мы сделали свое дело и сегодня радуемся освящению храма.
"Правда Божия победила!" - обращается к собравшимся митрополит Амфилохий и вспоминает известные каждому россиянину и ставшие почти национальной идеей слова Святого Александра Невского "Не в силе Бог, а в правде". В Сербии, скажет он потом на встрече с журналистами, есть похожая пословица "Сила Бога не молит, а Бог силу не любит".
"Распятый храм дожил до своего нового воскресения, и дай Бог, чтобы он стоял до скончания века", - подводит итоги общей победы митрополит, и напоминает, что на святом Стефане был когда-то монастырь святого Спиридона Тримифунтского и кладбище с могилами предков. Место их известно, и "дай Господь, чтобы оно было восстановлено".
Такое чувство, что род Паштровичей, получивший благословление на восстановление храма святого Александра Невского от оптинского старца Илия, получает теперь новое благословление.
- Очень символично, что сегодня здесь освятили храм в честь святого Александра Невского, - говорит присланный Патриархом Кириллом сотрудник ОВЦС, иеромонах Стефан. - Это подтверждение, что наши церкви - церкви-сестры, а народы любят веру православную и твердо в ней стоят.
Он напоминает о проходящем в эти дни в Санкт-Петербурге праздновании 300-летия Александро-Невской Лавры, первом крестном ходе по Невскому проспекту, изнесении мощей святого на площадь и дарит новому храму икону святого Даниила Московского, сына Александра Невского, основателя одного из монастырей в Москве, в котором сегодня размещается Патриаршия резиденция.
- Два года назад мы участвовали в событиях, пытаясь отстоять храм, - напоминает митрополиту и собравшимся о журналистском участии в битве за храм советник главы Синодального информационного отдела Московского патриархата Елена Жосул и дарит от журналистов образ Даниила Московского монастырю Прасквица. Корреспондент ИТАР-ТАСС Елена Дорофеева призывает паштровичей называть новорожденных в честь Даниила Московского.
- Я думаю, что вас к нам тогда прислал святой Александр Невский, - восклицает митрополит Амфилохий, а журналисты - в кой-то раз - радуются тому, что их вмешательство принесло добрые плоды. Это по нынешним временам происходит не часто.
Паштровичи, между тем, беспокоятся о том, чтобы новый храм, находящийся пока в ведении светской организации "Будванскаяривьера", перешел, как это было в веках - Церкви, в ведение монастыря Прасквица.
Митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий:
- Отношение светской власти к Православной Церкви в Черногории медленно, но меняется. Когда Черногория только что стала независимым государством, радетелям о независимости Сербская православная церковь только мешала. Им непременно хотелось, чтобы тут же - по образу Украины и Молдовы - образовалась своя независимая Черногорская церковь. И она образовалась, но как раскольническая организация, никем не признанная, кроме киевского митрополита Филарета (Денисенко), главы столь же раскольнического новообразования. Но сегодня раскольническая организация постепенно теряет свое внимание, те, кто затевал этот проект, видят, что ничего не получается, и государство меняет свое отношение к канонической церкви. Мы надеемся, что приезд в начале октября в Подгорицу всех православных патриархов на празднование 1700-летия Миланского эдикта и освящение нового кафедрального собора в Подгорице, поможет примирению между Церковью и государством в Черногории.
Кстати
В Черногории кроме освященного сегодня храма в честь святого Александра Невского, построены также и другие церкви в честь русских святых.
В Херцог-Нове построен храм в честь святого праведного Федора Ушакова, воевавшего здесь. В Баре есть храм в честь святого Александра Невского. На Румии открыт монастырь в честь преподобного Сергия Радонежского. В Гырбаль строится храм в честь святой блаженной Матроны Московской, а в Будве уже определено место для строительства храма в честь преподобного Серафима Саровского.