Психолог: Кто знает, сколько по нашим улицам бродит бездомных академиков

Ангелина Могилевская, психолог:

Несколько лет назад, глядя на уличных попрошаек, я задавалась вопросом: "А смогла бы я, сломленная необходимостью, жить на улице, просить милостыню и, чего еще хуже, лазать по помойкам?" К счастью, этого со мной не произошло и теперь у меня совсем другие интересы. Однако в жизни от тюрьмы, сумы и, пожалуй, улицы зарекаться не стоит. Тем более крайне любопытно узнать, как люди оказались "по ту сторону" существования, как они справляются с болью и всей грязью, в прямом и переносном смысле окружающей их. На самом деле быть человеком без определенного места жительства - это для кого-то не беда, а образ жизни. Недаром порой всплывают рассказы о бездомных, оставляющих многомиллионное наследство. Таким образом, экскурсии "на дно" европейских столиц, о которых "РГ" сообщает на 9-й полосе, могут быть не только интересны, но и полезны для самопознания и развития. Мы совершенно утратили способность просто общаться с человеком, не обращая внимания на его одежду и аксессуары.

Бомжей можно условно поделить на два вида. В первый, малочисленный, входят те, кто целенаправленно пошел в эту жизнь, чтобы проверить себя, написать книгу, даже просто пообщаться с непохожими на всех. Таким, быть может, будет некомфортно, когда за ними начнут наблюдать. Во второй же группе, к сожалению, преобладающей, находятся те, кому главное поесть, попить и урвать небольшую денежку. Все остальное их совершенно не интересует, стыд и гордость, как правило, отсутствуют, и вспышки фотокамер их не смутят. И все довольны - власти зарабатывают деньги, туристы смотрят, а бездомные не против. Правда, власти, получающие деньги за такие бомж-туры, должны помогать тем слоям общества, на которых зарабатывают. В частности, мне очень понравилась прелестная идея, появившаяся в Испании - сделать бездомных гидами по их же трущобам.

И в России подобное возможно. У нас было очень много нормальных, культурных людей, которые попали за борт жизни в силу независящих от них обстоятельств. С ними было бы интересно пообщаться, посмотреть их быт, но, главное, такие программы могут посодействовать помощи им. Кто знает, сколько по улицам нашей страны бродит сейчас бездомных академиков...