170 тысяч человек готовы стать основателями земной колонии на Марсе

Пока ученые и конструкторы думают, когда и какой может быть экспедиция на Красную планету, уже почти 170 тысяч человек из 140 стран мира готовы лететь туда с билетом в один конец: чтобы основать там постоянную колонию.

Одна зарубежная компания заявила, что намерена высадить людей на Марсе в 2023 году. По планам проекта "Марс один", первым рейсом на Красную планету прибудут четыре астронавта. А потом - каждые два года. Причем ни один из "марсианских пионеров" не вернется на Землю!

Предполагается, что загодя постройкой жилья на Марсе займутся несколько роботов, которых отправят туда уже в 2016 году. Что это, фантазии или реальность? Могут ли мечтать о Марсе россияне? И куда вообще собирается лететь российская космонавтика? Об этом корреспондент "РГ" беседует с разработчиком проектов экспедиции на Марс и Луну, ведущим конструктором по пилотируемым ракетно-космическим комплексам для высадки на Луну и "Энергия-Буран" Владимиром Бугровым.

Владимир Евграфович, как вам "колониальный захват"? А ведь еще и американец Деннис Тито, миллиардер и первый космический турист, решил отправить к Марсу корабль с экипажем из супругов? Авантюры?

Владимир Бугров: К сожалению, я не знаю технических подробностей проекта "Марс один". А планы Тито озвучены. Корабль с разгонным блоком в 53 тонны доставит на околоземную орбиту ракета "Фалькон". До Марса и обратно - 501 день. Траектория полета корабля пройдет в 160 км над поверхностью Марса и не предусматривает переход на орбиту его спутника. Технически ясная задача. Да, многие наши спецы, причастные к электрореактивным и лунным проектам, называют это авантюрой. Но, по моему, Тито поступает совершенно правильно.

Серьезно?

Владимир Бугров: Объясню. Примерно таким видел первый реальный шаг к экспедиции на Марс и Королев. По его замыслам, стартовая масса на орбите составляла 75 тонн, выводилась одной ракетой Н1: четвертая ступень разгоняла к Марсу 15-тонный межпланетный корабль. А в 1969 году, когда уже начались летные испытания ракеты Н1, академик Келдыш говорил: мы можем в 1975 году осуществить запуск пилотируемого спутника Марса двумя носителями Н1 со стыковкой на орбите.

А радиация?

Владимир Бугров: Да, это проблема. Но наука не стоит на месте. Институт медико-биологических проблем вряд ли стал бы проводить эксперимент "Марс-500", если бы все было так безнадежно. Кстати, есть принципиальная разница между идеей того же Тито и тем, что собирался делать Королев. Перед тем как отправить человека к Марсу, Королев планировал вывести межпланетный корабль в точку либрации, где уравновешены силы тяготения Земли и Солнца, затормозить его там и, сохраняя его положение, выполнить полет вокруг Солнца.

По существу это был бы первый в мире полет человека в межпланетном пространстве, в таких же условиях, как при полете к Марсу. Но тут огромное преимущество: здоровье экипажа можно еще не просто контролировать, а, в случае чего, и вмешаться. Возникла серьезная опасность? Экипаж в любой момент вернули бы на Землю.

Вы видели макет нового пилотируемого корабля, который впервые показали на авиасалоне в Жуковском?

Владимир Бугров: Видел.

Как говорят разработчики, этот корабль может использоваться и для межпланетных экспедиций. На Марс в том числе.

Владимир Бугров: Макет произвел на всех хорошее впечатление, особенно дизайн. Наверное, новый корабль нужен. Но какой? Кто посчитал, что доставка 4-6 человек на орбиту на новом корабле обойдется дешевле, чем на двух "Союзах", с учетом затрат огромной кооперации на создание нового корабля и новой ракеты для него? Какой ясновидящий вычислил, что очередь из миллиардеров, желающих провести Рождество на орбите, выстроится на наш корабль, а не на американский "Драгон"? И что не получится так: трое желающих есть, а еще троих придется собирать два года или летать втроем на шестиместном.

Последнее время нашу космическую отрасль преследуют неудачи. Сейчас говорят о ее реформе. Есть разные варианты, один из них - отделить от Роскосмоса промышленность. Что вы думаете?

Владимир Бугров: Важнее, что думают разработчики. Насколько я понял, могут быть перераспределены права и обязанности. Роскосмос делится на две части. Одна с функциями госзаказчика формирует космическую госполитику. Другая, в виде государственной "Объединенной ракетно-космической корпорации" (ОРКК), будет исполнителем заказов. В ОРКК, если не жонглировать холдингами, ФГУПами, акционерными обществами, можно объединить предприятия "по интересам", что упорядочит их работу. Так вокруг РКК "Энергия", которую государство хочет вернуть под свой контроль, можно объединить участников разработки пилотируемых программ, включая НПО им. Лавочкина, имея в виду перспективы межпланетных программ.

Скажутся ли эти изменения на звездных перспективах?

Владимир Бугров: Если их будут формировать специалисты, для которых предел мечтаний - электрореактивные буксиры и высадка на Луну через полвека после американцев, - вряд ли. Но, знаете, что хуже всего? Даже если будет команда вернуться к межпланетным идеям Циолковского и Королева, я сомневаюсь, что они смогут превратить идеи в четкие технические требования для разработчиков. В Роскосмосе для этого целесообразно будет создать свежее проектное подразделение.

Почему у нас так часто падают ракеты и спутники? Где тот механизм, который поможет поднять качество космической техники?

Владимир Бугров: Я приведу пример: комплекс "Энергия-Буран", который считается высшим достижением советской ракетно-космической техники. Давайте посмотрим, как он создавался. Тогда был максимально использован опыт марсианского и лунного проектов. В НПО "Энергия" провели гигантскую работу и наладили производство, которое действовало, как часы. Была разработана уникальная система, полностью исключающая появление дефектов на заключительных стадиях испытаний.

Но разработать - полдела. Систему надо было внедрить на всех предприятиях минобщемаша и минавиапрома. Целый месяц, каждый день в кабинете Глушко сорок человек (!) обсуждали малейшие детали. Систему внедрили. И "Буран" успешно выполнил задачу с первого раза! К сожалению, головной научно-исследовательский институт, который обязан был создавать в отрасли эту систему, не только ею не занимался, но и не превратил впоследствии в отраслевой стандарт. Многих аварий можно было бы избежать.

Правы те, кто считает, что российский космос держался на советском заделе? Ресурс исчерпан?

Владимир Бугров: По большому счету, конечно, исчерпан. Фундамент был создан сверхмощный. Он создавался при разработке боевых ракетных комплексов, окреп в межпланетной и лунной программах, обеспечил успех "Энергии-Бурана", устоял в перестройке. Но после его никто толком не использовал, "механизм заржавел". Устранять этот сбой, по-моему, будет непросто: сегодня выявилась ржавчина в одном звене, а в каком она обнаружится завтра - неизвестно.

Гигантская работа перечеркивается сборщиком, неправильно установившим датчики на ракете. Это чисто российская проблема?

Владимир Бугров: Американцы тоже взрывались и падали. В отличие от НАСА, которое занималось исключительно "гражданским космосом", Королев занимался и марсианским проектом, и разрабатывал боевые ракеты. Минобороны долгое время считалось заказчиком и военных, и гражданских программ. В КБ и цехах, на испытательных стендах, за спиной разработчиков и изготовителей, стояли дотошные грамотные офицеры. Установить неправильно датчик? Да такое невозможно было представить! Представительство заказчика было успешно ликвидировано вместе со своей важнейшей функцией, которую так никто на себя и не взял.

От скептиков нередко слышишь: Россия превращается в низкотехнологичного "дальнобойщика" по доставке на орбиту грузов других стран. Мне обидно, а вам?

Владимир Бугров: Нужно не обижаться, а работать. И прежде всего четко обозначить достойные цели пилотируемых полетов. А в нашей витиеватой программе развития космонавтики, если отбросить красивые формулировки, предусмотрено лишь продолжение полетов на МКС в ближайшие 10-15 лет.

В качестве перспективы угадывается желание перенести МКС с околоземной орбиты на окололунную, чтобы оправдать создание многоразовой транспортной системы "Земля-Луна". А это должно подтвердить и необходимость создания электрореактивных буксиров и двигателей к ним, а также обосновать необходимость уничтожения корабля "Союз" в связи с созданием нового корабля. Заодно обосновать создание ракеты "Ангара", потому что ракета "Союз" не сможет доставлять новый корабль и грузовики к Луне.

Но страна ведь должна создавать и новые корабли, и новые ракеты.

Владимир Бугров: Безусловно! Только надо знать зачем. Иначе не избежать ошибок "Бурана". Ведь челнок создавали не для того, чтобы выводить на орбиту 30 тонн - ракета Н1 могла вывести и 95 тонн, - а чтобы возвращать на Землю 20 тонн хотя бы раза четыре в год. Иначе он был бы не рентабелен. Однако ни военные, ни Академия наук не могли обеспечить годовой грузопоток в 120 тонн на орбиту, и уж тем более 80 тонн с орбиты. Кстати, за 15 лет на станции "Мир" скопилось всего-то 14 тонн научного оборудования. Вот почему для любого профессионала важно знать, кто сегодня главный конструктор новой многоразовой транспортной системы, кто заказчик корабля? С кого можно будет спросить, если он, как и "Буран", окажется невостребованным?

Россия в состоянии переломить ситуацию в нашей космической отрасли?

Владимир Бугров: Конечно. Но нужны суперконструктивные решения. Надо все-таки четко определить главную перспективную цель космонавтики. А это, безусловно, только полет на Марс, и как первый этап - полет вокруг Солнца. Поскольку Роскосмос выдает техзадания на разработку кораблей, то, может быть, его руководитель и должен стать главным конструктором. Создать у себя проектную группу из 8-10 специалистов Королёвского "разлива", но не из тех, кто десятилетиями проектировал модули орбитальных станций, электрореактивные буксиры и лунные базы. А из тех, кто занимался программой "Энергия-Буран".

Ну, они, наверное, в возрасте...

Владимир Бугров: И что? Мозги-то работают. Надо назначить ведущего конструктора по теме. И обязательно привлечь дипломников космических вузов, образовав студенческие КБ по теме.

Думаете, появятся хорошие проекты?

Владимир Бугров: Даже не сомневаюсь. И среди участников может появиться будущий Королев. А весь студенческий коллектив станет основой проектных отделов в РКК "Энергия" и на других предприятиях. Напомню: марсианский проект в отделе Тихонравова разрабатывали всего десять человек, в основном молодые специалисты.

Марс - это конечная цель в космосе, которую реально может достичь человеческая цивилизация. Полеты человека за пределы марсианской орбиты - фантастика. Страна, осуществившая экспедицию на Марс, на все века останется величайшей космической державой.

Мнения

Борис Моруков, космонавт, доктор медицинских наук:

- Проект по отправке на Марс, чтобы обосновать там колонию, - профанация "от и до". С любой точки зрения - медицинской, экономической. Деньги соберут с огромного количества людей. Я думаю, потом эта компания обанкротится и исчезнет. Даже чтобы отправить одного человека, если брать реальный срок полета, нужны большие ресурсы. Надо отправлять огромный корабль. А если команду оставить там жить, надо строить базу, которая обеспечит полный цикл жизнедеятельности: с пищей, водой и т.д.

Идея ввести экипаж в спячку на время полета? Пусть сначала на Земле проведут этот эксперимент, а потом уже будут говорить о том, можно это вообще или нельзя. Я думаю, что нельзя, потому что мы в институте проводили эксперименты с длительной гипокинезией, когда люди лежали месяцами. Но это совсем другое дело. У них была профилактика, контроль. А тут еще масса вопросов по радиации. Сроки ставятся нереальные абсолютно.

Много говорят, надо ли удалять аппендикс. Это одна из превентивных мер, которые нужно будет решать в принципе, если будет готовиться пилотируемый полет на Марс. Но к данному проекту это не имеет никакого отношения. Оставить на Марсе людей - это просто их уничтожить.

Дмитрий Быков, писатель:

- Человечество всегда мечтало о полетах на Марс. Оно ровно так же отправлялось заселять Америку, которая была совершенно Марсом для тогдашнего Запада, и организовывало там колонии. Человечество должно завоевывать новые территории. В современной земной реальности, я думаю, гораздо больше такого, что желание никогда больше не возвращаться на Землю присуще очень многим. Это вариант почти монашеского служения. Очень хорошо, что люди на Марс собираются лететь. Я всей душой с ними. Если где-то в космосе есть объект, доступный человечеству хотя бы гипотетически, и оно к нему стремится, это совершенно естественно. Это главная, может быть, черта его природы.

Геннадий Райкунов, доктор технических наук:

- Есть серьезнейшие вопросы, которые быстро не решить. Например, защита экипажа от радиации - солнечной, галактической. А сложнейшая проблема, связанная с отсутствием магнитного поля? У астронавтов могут произойти такие мутации, с которыми пока непонятно как бороться, особенно в плане потомства. По оценкам, даже для простейшей пилотируемой миссии на Марс нужен космический комплекс весом от 500 до 1000 тонн. А сегодня самый тяжелый носитель выводит в космос не более 20-23 тонн. В перспективе, к 2028-2030 годам, будет до 70 тонн. Стыковок все равно получается много. Но динамика конструкции марсианского корабля настолько сложная, что состоящая из слишком большого количества модулей, она просто может разломиться. Поэтому носитель нужен еще мощнее - 100 тонн и более. Прежде чем лететь на Марс, человек должен научиться жить и работать в условиях другого небесного тела, другой гравитации и атмосферы. И именно Луна может стать той самой уникальной обучающей системой, оттолкнувшись от которой мы пойдем дальше.

Опрос "РГ"