Оперетта "Бал в Savoy" вернулась на московскую сцену

Говорят, что когда Московский театр оперетты давал "Бал в Савойе", на площадь Маяковского вызывали конную милицию. Шли 50-е годы, оперетты игрались тогда в здании нынешнего Театра сатиры, джаз был под запретом, а радио только начинало передавать запретное танго под кодовым названием "медленный танец".

И вдруг на этой нашей постной сцене совершенно бесстрашно танцевали фокстроты и били стэп! Вдруг заграничная жизнь предстала праздником, а угнетенных трудящихся сменили певица Мадлен Тибо в облике очаровательной Татьяны Шмыги и некий шоумен Мустафа с восточным акцентом, но западными замашками. Газета "Правда" отреагировала мгновенно: театр обвинили в близорукости, спектакль разгромили. Такое принципиальное выступление партийного органа могло иметь один результат: "Бал в Савойе" сняли с репертуара, и расшевелившая Москву аполитичная Мадлен Тибо оставила о себе память только в имени политически правильной героини фильма "Убийство на улице Данте". Наверное, его сценарист Евгений Габрилович успел посмотреть крамольный спектакль и решил, что такая красота не должна уйти бесследно.


Елена Зайцева и Максим Катырев в ролях Мадлен и Аристида. Фото:Ольга Лохова

И вот спустя более чем полвека оперетта Пала Абрахама вернулась на московскую сцену. Нехитрый, принципиально аполитичный сюжет играет новое поколение звезд. Задача сюжета - сцепить феерические музыкальные номера. Первый акт - немного водевиль, второй акт - практически шоу: роскошное, разнообразное, бродвейского образца и уровня. Действие происходит во время венецианского карнавала: маски, мостики, каналы, гондолы, мечта поэта. Поэт, точнее, знаменитый и при этом молодой писатель Аристид флиртует со знаменитой и при этом красивой певицей Мадлен. Флиртует, понятно, инкогнито, отчего и возникнет много забавных недоразумений - невесомых, как пена шампанского. Есть еще одна молодая певица, мечтающая о звездной карьере композитора, и музыкальный издатель с внешностью восточного принца, который подался в шоумены. И никаких графьев-князьев-шлейфов-перьев, сопутствовавших опереттам более маститого соотечественника Абрахама - Кальмана. И совсем нет нафталина. На сцене талантливые молодые артисты оперетты уже XXI века разыгрывают для нас 30-е годы с их упоительными мелодиями и зажигательными ритмами.

"Бал в Savoy" - это карнавальный вихрь фантасмагорических костюмов от Светланы Логофет, кружение воздушных декораций от Владимира Арефьева и веселое беснование оркестра, до отказа заведенного маэстро Константином Хватынцом, которому в день премьеры как раз исполнилось тридцать. В этом мире существуют только очаровательные женщины и только эффектно интригующие мужчины, и все они попеременно одерживают друг над другом верх. Идеальная отключка от хмурой московской осени и нерадостных повседневных хлопот. Брызги шампанского. И публика уносит с собой эти новые старые мелодии, потому что они запоминаются мгновенно и надолго.

Кто скажет, что создать такой праздник легко, - трагически ошибется. "Бал в Savoy" пробовали играть не раз - были спектакли в Петербурге, был даже фильм, снятый в Таллине в 80-е годы. И все неудачно: пытались играть смыслы, не ведая, что смыслом может быть просто хорошее настроение.


Елена Зайцева в роли Мадлен Тибо. Фото:Ольга Лохова

В новом спектакле много отличных талантов. Елена Зайцева (Мадлен) не только хороша собой, но и чарует великолепным, оперного класса вокалом с серебристыми верхами и неожиданно глубоким, чувственным, виолончельным звучанием в нижнем регистре. Хороша и Василиса Николаева в роли Дези - она вносит в спектакль настоящий, в лучших традициях, кабаретный шарм. Среди звезд вечера змееподобный восточный принц Мустафа у Павла Иванова и эксцентричный Мистер Бим - блестящий танцевальный выход Александра Бабенко. А вот Аристид у фактурного, с хорошим голосом Максима Катырева пока не получился: все-таки писатель, интеллектуал, а перед нами стандартный слегка дуроватый простачок в худших традициях жанра - герою явно не хватает пусть лукавой, игровой, но харизмы.

В театре "Московская оперетта" что-то происходит хорошее: вот уже третья успешная премьера, после отменно смешного "Орфея в аду" Оффенбаха и трогательной "Феи карнавала" Кальмана. В театр оперетты возвращается оперетта - жанр, который постоянно умирает и вечно возрождается, еще азартней и моложе прежнего. Директор театра Владимир Тартаковский объясняет это просто: "Пришло время!". Пришла команда молодых - актеры, музыканты, дирижеры. Они снова поверили в оперетту и играют ее так, словно та вчера родилась. И никакой пыли, бархата и плюша. Никто не пытается открыть в оперетте иные глубины, кроме наслаждения музыкой, близким акробатике танцем, до блеска отточенным стэпом, заводными ритмами, сразу объединяющими сцену с залом взаимной любовью. Наслаждения Зрелищем.

И никто уже не помнит, что еще полвека назад "просто праздник" был жуткой крамолой.