Полученные ВЦИОМ данные позволяют сделать вывод о том, что россияне стремятся к большей вовлеченности в дела компаний, в которых работают. Вовлеченность в трудовой процесс социологи считают одним из важнейших условий социальной стабильности. Понятие "вовлеченности" определяется ими как особое эмоциональное и интеллектуальное состояние сотрудников, мотивирующее их выполнять свою работу лучше. Вовлеченные сотрудники заинтересованы в том, чтобы у компании дела шли хорошо, и готовы даже выходить за рамки должностных полномочий - проявлять инициативу, работать сверхурочно и др. Строго говоря, вовлеченность - это отношение персонала к работе как к своему делу, высший уровень приверженности сотрудников к компании в сравнении с лояльностью или простой удовлетворенностью. Неудивительно, что работодатели стремятся мотивировать своих сотрудников радеть за общее дело. Многие организации, пытаясь разработать эффективную стратегию по вовлеченности, организуют специальные исследования на эту тему.
Услышать работника
Среди российских компаний самое масштабное исследование такого рода с 2010 года проводит ОАО "Сбербанк России". Совместно с институтом маркетинговых исследований "ГфК-Русь" компания организовала уже три опроса своих работников на тему их удовлетворенности и заинтересованности работой и планирует продолжать изучать этот вопрос. Следующее исследование планируется начать 23 сентября. В исследовании ежегодно принимают участие более 100 тыс. сотрудников всех российских региональных отделений банка. Более половины респондентов - молодые специалисты в возрасте до 35 лет.
Директор департамента кадровой политики Сбербанка Екатерина Родионова рассказала, что опросы проводились в двух формах - анкетирование и фокус-группы. И строго конфиденциально - опросные листы запечатывали в конверты и отправляли на изучение специалистам. По мнению Родионовой, эта программа позволяет услышать голоса сотрудников, начиная с низшего звена, понять их потребности, выявить проблемные моменты и улучшить условия труда.
Директор HR-департамента также сообщила, что с учетом результатов прошлогоднего исследования банк сделал более прозрачной и прогнозируемой систему поощрений и вознаграждений для розничных подразделений.
- Банк продолжит работу над тем, чтобы все его сотрудники чувствовали заботу со стороны компании, понимали свою востребованность, - поясняет Родионова. - Важно, чтобы руководители подразделений постоянно поддерживали обратную связь с подчиненными - больше с ними разговаривали, поощряли их.
Человеческий фактор
Родионова сказала, что к 2019 году Сбербанк планирует поднять индекс вовлеченности персонала до 65 пунктов из 100 возможных. Это выше, чем в российских компаниях и близко к среднему по финансовым компаниям в мире. По данным института "ГфК-Русь", Россия в целом находится среди стран с самым низким уровнем вовлеченности персонала. В России высоко вовлеченные - это только 11% сотрудников против 22% по среднемировым данным. Об этом сообщила руководитель отдела исследований финансового рынка института Елена Якубовская. Проблема вовлеченности остро стоит в крупных организациях. Считается, что в больших компаниях больше стрессов, там сложнее делать карьеру и стать заметными.
Единого рецепта повышения уровня вовлеченности маркетолог не дает, однако крупным компаниям она советует обращать внимание на человеческий фактор: проявлять индивидуальный подход, заниматься планированием карьеры персонала. Как правило, в больших фирмах индивидуальный подход теряется. А если человек не чувствует, что его ценят, то у него пропадает желание хорошо трудиться.
То, что человеческий фактор - один из основополагающих в вопросе вовлеченности персонала в трудовой процесс, также подтверждают исследования консалтинговых компаний. В прошлом году в список лучших работодателей России, составленный Axes Management совместно с ее международным партнером Аоn Hewitt, вошли компании с показателями вовлеченности выше, чем в среднем по стране. Эксперты выяснили, что их персонал удерживает на работе именно индивидуальный подход - то, что руководители умеют "подчеркнуть ценность сотрудника и признать его заслуги и вклад в работу", а также дают возможности для карьерного роста.
Озвученные ВЦИОМ цифры свидетельствуют о прямой зависимости между уровнем вовлеченности сотрудников и их удовлетворенностью работой. Чем сильней персонал чувствует заинтересованность компании в нем, тем больше ему нравится работать. И тогда более важную роль начинают играть такие повышающие вовлеченность факторы, как взаимоотношения внутри коллектива. Как показывают последние исследования консалтинговых и кадровых агентств, многие россияне при определении места работы при прочих равных условиях начали обращать внимание на репутацию работодателя, на его участие в социальных и благотворительных проектах. Дело не только в том, что работа в уважаемой компании с соответствующей записью в трудовой книжке и строчкой в резюме позволяет лучше трудоустроиться в будущем. Россияне хотят работать в компаниях, которым есть чем гордиться.