16.09.2013 23:42
    Поделиться

    В России увеличились число поддельного антиквариата

    Антиквары озаботились подлинностью артефактов
    В России ежегодно совершается около тысячи преступлений, связанных с оборотом культурных ценностей. Бизнес по изготовлению поддельных произведений искусства более прибыльный и менее опасный, чем, например, обычные кражи.

    За подделку антиквариата могут дать 12 лет тюрьмы, за подделку с целью подмены музейного экспоната - 15 лет. Но доказать, с какой целью изготовлялся дубликат, очень трудно. Фальшивомонетчик может сказать, что изготавливал сувениры и не собирался выдавать их за подлинники, художник, подделавший картину, может сказать, что написал копию и не скрывал этого. Эксперт скажет, что ошибся, подумав, что копия - подлинник. А дилер заявит, что сам не знал, что покупает копию.

    По словам замдиректора департамента господдержки искусства минкультуры Екатерины Селезневой, подделки существовали всегда, но такого пугающего количества раньше не было. Она полагает, что вообще всем этим уже десяток лет заправляет некий международный и очень квалифицированный картель, поскольку все, что происходит, и то качество подделок, которые мы получаем, свидетельствует о высочайшем профессиональном уровне этих людей. Сегодня по рынку антиквариата "гуляет" не менее 40% поддельных картин в ценовой категории 100-200 тыс. долларов и более 25% подделок стоимостью свыше 200 тыс. "Из общего количества картин, которые приносят нам на экспертизу, от 40 до 70% оказываются подделкой", - говорит директор экспертного центра "Арт-Консалтинг" Денис Лукашин.

    По оценкам Следственного комитета, оборот на рынке поддельных картин составляет 170-200 млн долларов в год. Если 10 лет назад в антикварных салонах было 5-10% подделок, то сейчас - более двух третей. Примечательно, что среди сравнительно недорогого антиквариата подделок вообще более 80%. Подделывают практически все: старинный фарфор, мебель, часы, скульптуру, старинные монеты.

    По словам учредителя Восточно-Европейского Антикварного Дома Сергея Юнина, ситуация на российском антикварном рынке весьма непростая. Согласно его оценке, количество фальшивых произведений искусства катастрофически велико, а специалисты, выдающие экспертные заключения, часто ошибаются и не отвечают за свои ошибки. Часто эксперты ангажированы. Свои эксперты есть у богатых коллекционеров и банков, свои - у дилеров.

    Проблема экспертизы сегодня одна из наиболее острых. В России проведение экспертизы запрещено всем государственным музеям. Остались только организации, не имеющие такого статуса, - Центр имени Грабаря и ГосНИИР. Среди частных экспертиз наиболее известны Научно-исследовательская независимая экспертиза имени П.М. Третьякова и "Арт Консалтинг".

    Изменить ситуацию и сделать антикварный рынок прозрачным предлагается с помощью серьезных перемен в ее методике и процедуре. Для этого создан Национальный институт независимой экспертизы. Как рассказал генеральный директор института, эксперт минкультуры Владимир Казаков, "институт оснащен высокотехнологичным оборудованием для определения подлинности антикварных предметов, и ставка будет делаться именно на химико-технологическую экспертизу, которая особенно важна для предметов декоративно-прикладного искусства и нумизматики. На первых порах мы будем отрабатывать технологию экспертной оценки и страхования на предметах нумизматики. Привлечены лучшие эксперты, люди, к мнению которых прислушиваются и коллекционеры, и дилеры, и аукционные дома". Институт имеет высокотехнологичное оборудование для определения подлинности антикварных предметов и будет делать ставку именно на химико-технологическую экспертизу, которая особенно важна для предметов декоративно-прикладного искусства и нумизматики. Кроме того, каждая экспертиза будет застрахована от ошибки. В случае если предмет окажется сомнительным, покупатель сможет вернуть себе его стоимость. Наличие страховки откроет для российской экспертизы двери на западные рынки, где отечественной экспертизе по-прежнему не доверяют.

    Поделиться